Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...

О правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международно­го пакта об экономических, социальных и культурных правах. Го­сударство обязуется предоставить право профессиональным сою­зам функционировать беспрепятственно без каких-либо ограниче­ний, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государст­венной безопасности или общественного порядка, или для ограж­дения прав и свобод других. К правам профсоюзов относится так­же возможность образовывать национальные федерации или кон­федерации, право последних основывать международные профес­сиональные организации или присоединяться к таковым. Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов также и коллективные права членов этой организа­ции. (Понятие «коллективное право» Пакт не употребляет.) Прав­да, Пакт говорит о праве «каждого человека» создавать для осуще­ствления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1. Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном числе, вне коллективного членства ре­ализовать право создавать профессиональные союзы не в состоя­нии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим

ему правом на это в профессиональный союз имеет своим назначе­нием стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуще­ствляются и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое условие Пакта о «единственном ус­ловии» соблюдать правила соответствующей организации допол­нительным образом характеризует данное право индивида как право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама забастовка — понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право лишь в рамках опре­деленного трудового коллектива в порядке разрешения коллектив­ного трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разре­шать конфликт и посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов — членов этих обра­зований. При этом гарантией осуществления прав индивидов — членов общественных и политических образований также высту­пают гарантированные государством права этих образований.

Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подраз­делить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принад­лежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулиро­вании статей, посвященных правам и свободам человека и гражда­нина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого че­ловека, находящегося на территории Российской Федерации бе­зотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностран­ным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к пер­вой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнан­ным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина яв­ляются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нор­мам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гаранти­руются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричаст­ность гражданина и его государства с широкими правовыми воз­можностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в кон­троле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание граждани­ном теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование госу­дарством прав гражданина основывается на гражданстве — устойчи­вой правовой связи, существующей между гражданином и государ­ством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляет­ся, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав граж­данства к внутренним делам государства, к тем его суверенным пре­рогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отме­тим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избран­ных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», со­вершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содер­жании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и сво­бод, применимых исключительно к гражданам и не распространяю­щихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).

Представляется, что важнейшей составляющей понятия госу­дарственного гарантирования прав и свобод является, помимо га­рантирования каждого права в отдельности, также и создание пра­вовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное от­носится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслу­живает быть отмеченной необходимость гарантирования государ­ством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характери­зуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового стату­са личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести:

принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);

принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);

принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и сво­бодами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);

принцип публичности нормативных правовых актов, затра­гивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

принцип свободы доступа каждого к документам и материа­лам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Назначению государственного гарантирования отвечает и сис­тема конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина:

принцип полноты прав и свобод граждан Российской Феде­рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип равенства обязанностей граждан Российской Феде­рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);

принцип невыдачи и невыссылки государством граждан Рос­сийской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);

принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конститу­ции РФ).

.С точки зрения характеристики механизма осуществления го­сударственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституцион­ные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного пра­ва. Ими являются:

права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причинен­ный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);

права каждого на возмещение государством вреда, причи­ненного незаконными действиями( или бездействием) органов го­сударственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конститу­ции РФ);

права каждого и соответствующая ответственность государ­ства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина — это гарантиро­вание в строгих рамках права и посредством права — международно­го и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как га­рантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:

данное обстоятельство служит существеннейшей характери­стикой государства как правового;

эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;

обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализа­ция основных прав и свобод человека и гражданина носят право­вой характер;

система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, ор­ганизационно-правовыми и др. ресурсами.

Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Консти­туции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении пол­номочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы че­ловека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую­щим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

При Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека.

Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Консти­туции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и граж­данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное веде­ние Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: за­щита прав и свобод человека и гражданина).

Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан — важнейшая составляющая компетенции Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.

Смысл конституционной гарантии государственного призна­ния, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и при­знание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего го­сударственного механизма, всех органов государства и должност­ных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Консти­туции.

Список нормативно-правовых актов:


1.Международные акты о правах человека, с. 117.

2. Международные акты о правах человека, с.  33.

3. Международные акты о правах человека, с. 81.

4. Международные акты о правах человека, с.81.

5. Международные акты о правах человека, с. 39.

6. Международные акты о правах человека, с.39.

7. Международные акты о правах человека, с. 42.

8. Международные акты о правах человека, с. 44.


Список литературы:

 

1.   Обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с.

2.   Обеспечение прав и свобод  граждан в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. – Кишинёв: Картя Молдовенякэ, 1988-194 с.

3.   Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с.

4.   Кожевников С.Н., Агеев Ю.И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с.

5.   Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция, 2002-72 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать