О правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Государство обязуется предоставить право профессиональным союзам функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка, или для ограждения прав и свобод других. К правам профсоюзов относится также возможность образовывать национальные федерации или конфедерации, право последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым. Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов также и коллективные права членов этой организации. (Понятие «коллективное право» Пакт не употребляет.) Правда, Пакт говорит о праве «каждого человека» создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1. Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном числе, вне коллективного членства реализовать право создавать профессиональные союзы не в состоянии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим
ему правом на это в профессиональный союз имеет своим назначением стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуществляются и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое условие Пакта о «единственном условии» соблюдать правила соответствующей организации дополнительным образом характеризует данное право индивида как право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама забастовка — понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право лишь в рамках определенного трудового коллектива в порядке разрешения коллективного трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разрешать конфликт и посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов — членов этих образований. При этом гарантией осуществления прав индивидов — членов общественных и политических образований также выступают гарантированные государством права этих образований.
Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подразделить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принадлежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулировании статей, посвященных правам и свободам человека и гражданина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации безотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностранным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к первой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина являются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нормам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гарантируются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричастность гражданина и его государства с широкими правовыми возможностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в контроле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание гражданином теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование государством прав гражданина основывается на гражданстве — устойчивой правовой связи, существующей между гражданином и государством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляется, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав гражданства к внутренним делам государства, к тем его суверенным прерогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отметим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», совершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содержании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и свобод, применимых исключительно к гражданам и не распространяющихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).
Представляется, что важнейшей составляющей понятия государственного гарантирования прав и свобод является, помимо гарантирования каждого права в отдельности, также и создание правовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное относится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслуживает быть отмеченной необходимость гарантирования государством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характеризуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового статуса личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести:
принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);
принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);
принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и свободами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);
принцип публичности нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
принцип свободы доступа каждого к документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).
Назначению государственного гарантирования отвечает и система конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина:
принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);
принцип равенства обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);
принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
принцип невыдачи и невыссылки государством граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);
принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).
.С точки зрения характеристики механизма осуществления государственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституционные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного права. Ими являются:
права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причиненный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);
права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями( или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);
права каждого и соответствующая ответственность государства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина — это гарантирование в строгих рамках права и посредством права — международного и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как гарантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:
данное обстоятельство служит существеннейшей характеристикой государства как правового;
эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;
обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализация основных прав и свобод человека и гражданина носят правовой характер;
система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, организационно-правовыми и др. ресурсами.
Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Конституции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении полномочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
При Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека.
Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: защита прав и свобод человека и гражданина).
Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан — важнейшая составляющая компетенции Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.
Смысл конституционной гарантии государственного признания, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и признание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего государственного механизма, всех органов государства и должностных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Конституции.
Список нормативно-правовых актов:
1.Международные акты о правах человека, с. 117.
2. Международные акты о правах человека, с. 33.
3. Международные акты о правах человека, с. 81.
4. Международные акты о правах человека, с.81.
5. Международные акты о правах человека, с. 39.
6. Международные акты о правах человека, с.39.
7. Международные акты о правах человека, с. 42.
8. Международные акты о правах человека, с. 44.
Список литературы:
1. Обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с.
2. Обеспечение прав и свобод граждан в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. – Кишинёв: Картя Молдовенякэ, 1988-194 с.
3. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с.
4. Кожевников С.Н., Агеев Ю.И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с.
5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция, 2002-72 с.