Самостоятельный аспект гарантирования государством основных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделений общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, характеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имеющую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совершеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать семью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей декларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекомендации о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин 2. Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регламентированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).
Основные права и свободы связаны с существованием и жизнедеятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и системном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в данном случае многообразие общественных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответственно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают самую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей.
Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойство — быть носителем суверенитета и единственным источником власти — через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля народа, — говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»7.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ свободно устанавливает свой политический статус и свободно обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I)8.
Указанные основные права народа нашли адекватное выражение и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Резолюция 1803 (XVII) Национальной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве народов на мир», Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и др.1. Непосредственная связь прав народа, отдельных его частей с правами человека подтверждается общепризнанными нормами международного права, например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН).
Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно обусловленных их принадлежностью к социальным общностям — семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общепризнанных и, следовательно, обязательных для него прав этих социальных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.
Полнота как критерий состояния государственного гарантирования необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходимую полноту правового положения каждого человека, принадлежащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноценный правовой статус каждого члена социальной общности способен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом своем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в отдельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система государственного гарантирования в данном случае двухплановая. Гарантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общностей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадлежащих к этой общности лиц и наоборот.
Одной из разновидностей общепризнанных прав человека являются права, связанные со спецификой отдельных групп населения.
Эти права, хотя и связаны с особенностями социального и правового статуса этих групп, но обуславливаются, в основном, международно-правовой и внутригосударственной политикой демократизма и гуманизма. Международное Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой политикой, проявляют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом человеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, умственно-отсталые люди, заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права лиц, лишенных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст. 6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов», «Декларация и Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков», «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права лиц, подвергшихся задержанию или тюремному заключению, нашли закрепление в Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными», «Основных принципах обращения с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» и др.
Подробной регламентации нормами международного права статуса указанных групп лиц во внутригосударственном праве соответствуют, как правило, нормы отраслевого законодательства. Конституция закрепляет лишь ключевые, наиболее значимые принципы, не возводя указанные права человека, принадлежащего к одной из этих групп, на уровень прав основных, конституционных. Конституция РФ закрепляет принцип равноправия, согласно которому мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Не упоминая конкретно об основных правах детей, Конституция РФ устанавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обвиняемыми в совершении преступления, сводятся к праву пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины, права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закрепленных, по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что да. Государство, являясь основным исполнителем и гарантом этих прав, конкретно регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных внутригосударственных правовых норм являются обязательные для государства общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что законодательство, обеспечивающее государственное гарантирование данных прав, обречено лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования прав отдельных специфических прав человека и гражданина.
Определенное своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности прав общественного или политического образования (профессиональные союзы, организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц — членов данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая, соответственно, собственными правами, указанные объединения с необходимостью предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только лицам-членам. Определение права в качестве «коллективного», следовательно, означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива, каждый в отдельности.