3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.
Под ним понимается инкорпорация норм права Сообществ (но не европейского права в целом) в национальные системы права всех государств-членов, в результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских сообществ в решающей степени предопределяется их инкорпорацией в национальные правовые системы государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает и юридическую силу актам Сообществ на территории государств-членов и делает обязательным их применение национальными судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».[5]
4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.
Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его основе. Одним из центральных вопросов обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:
- норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.
- соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.
- существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.
Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать по сути дела дипломатические (или квазидипломатические) отношения с третьими государствами и международными организациями. [6]
Источники европейского права.
I. Учредительные соборы.
П. Нормативно-правовые акты Евросоюза.
III. Общие принципы права.
IV. Решения Суда Европейских сообществ.
V. Международные договоры.
I. По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступеньку в иерархии источников европейского права.[7]
П. К этой группе отнесены регламенты, директивы и решения. Регламент является нормативно-правовым актом общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Главное отличие директив от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Третью группу нормативно-правовых актов Сообществ образуют решения. Их отличительная особенность заключается в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Решения сообщаются тем субъектом европейского права, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.
Ш. Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. В них находят свое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные правовому государству и разделяемые демократическими государствами или их Сообществами.
IV. Суду ЕС принадлежит исключительно важная роль в процессе интеграции, в формировании и эволюции европейского права. Его главная задача — стоять на страже строгого и неуклонного соблюдения учредительных договоров, целей и принципов, лежащих в основе деятельности Европейского Союза. Суд наделен правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдиальную юрисдикцию. По общему правилу, решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецендентов и действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.
3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.
Под ним понимается инкорпорация норм права Сообществ (но не европейского права в целом) в национальные системы права всех государств-членов, в результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских сообществ в решающей степени предопределяется их инкорпорацией в национальные правовые системы государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает и юридическую силу актам Сообществ на территории государств-членов и делает обязательным их применение национальными судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».
4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.
Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его основе. Одним из центральных вопросов обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:
- норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.
- соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.
- существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.[8]
Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать как таковые являются обязательными для всех государств-членов Европейского Союза.
V. Соглашения, заключенные Сообществами с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права. На них полностью распространяются такие принципы права международных договоров, как обязательность соблюдения, неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права, и другие. Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.[9]
2. Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человека
Европейское правовое пространство в области защиты прав и свобод. человека рассмотрим на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Европейской социальной хартии 1961г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана 4 ноября 1950г. в Риме. Конвенция стала первым юридически обязательным нормативным актом, который детально кодифицировал основные права человека, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека. Эта Конвенция создала действенный международный контрольный механизм для рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб, Европейский Суд по правам человека, а также систему, которая должна контролировать осуществление принятых решений. Заметная слабость системы Конвенции состоит, прежде всего, в том, что, за исключением основ Конвенции. Государства-участники согласно ст15 могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции и ограничивать гарантированные ею права.[10]
Из правовых принципов Конвенции нужно выделить следующие:
- Конвенция следует концепции изложения естественных, неотъемлемых прав и свобод согласно ст. 1 всеобщей декларации прав человека.
- Изложенные в Конвенции и дополнительных протоколах права и свободы гарантируются всем лицам, находящимся под юрисдикцией . государств-участников, в том числе лицам без гражданства или гражданам (подданным) других государств.
- Закрепляется принцип недискриминации в отношении прав и свобод, признанных в Конвенции (ст. 14).
- Ограничения, допускаемые в отношении указанных в Конвенции прав, не могут применяться для других целей, кроме предусмотренных (ст. 18). Существенные права и свободы - право на жизнь, запрет пыток, смертной казни, рабства или подневольного состояния, а также обратной силы закона (никакого наказания без закона) - нельзя отменять в случае войны или чрезвычайного положения.
- Сформулированные в конвенции права и свободы касаются отношений только между личностью и государством, при этом иск может быть предъявлен только государству. Государственные учреждения и должностные лица обязаны соблюдать эти права и свободы.