Основные понятия европейского права

Подготовка жалоб в Европейский суд - дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим большой опыт ведения уголовных и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно защитить права заявителя в Европейском суде.

Во-первых, правила процедуры судебного разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими доказательств, свидетельствующих о нарушении Конвенции.

Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию фактов, которая должна убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с учетом международного и европейского права. Это не означает, что российский адвокат, защищавший права заявителя во внутреннем судебном процессе, становится лишним при подготовке жалобы и разбирательстве в Европейском суде. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека.[16]


3. Основы европейского правового пространства в области образования


Европа - это не только единая валюта, сотрудничество в экономической и банковской сферах, но также и сотрудничество в сфере образования.

Открытое европейское пространство для высшего образования несет в себе богатый источник возможных перспектив, учитывающих наше разнообразие, но, с другой стороны, вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров и обновлению систем преподавания и обучения, что будет способствовать развитию мобильности и тесного сотрудничества.

Точкой отсчета интеграции стал договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. Он предусматривал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, "устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами". В рамках Совета Европы еще ранее, в 1953 году была принята Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой "студентам, успешно завершившим обучение в средней школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены все возможности для поступления в университет в другом государстве-члене". С целью обеспечения доступа в университеты, расположенные на их территории, все страны - члены Сообщества признавали эквивалентность дипломов, полученных на территории других стран, подтверждавших полученную квалификацию.

C начала создания общего европейского рынка страны - члены Европейского экономического сообщества придавали большое значение выработке общей эффективной политики в сфере образования . Несмотря на то, что на различных этапах развития Евросоюза приоритеты сотрудничества в области образования менялись, принципы, заложенные в основополагающих документах, до настоящего времени остаются залогом успеха продолжающейся интеграции.

Образовательная политика в Евросоюзе относится к компетенции государств-членов, а межгосударственное сотрудничество в сфере образования реализуется на основе принципа субсидиарности. Принцип субсидиарности предполагает первичность действий государств - членов Сообщества и допускает возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне Европейского сообщества. Как инструмент интеграционной политики такой подход основывается на двух предпосылках: признании необходимости интеграции и невозможности ее одновременного и единообразного достижения. На практике подход, предусматривающий создание общего законодательства в сфере образования на основе единых приоритетов, целей и принципов, оставляющий пространство для обсуждения деталей и реализации их на национальном уровне, оказался наиболее эффективен для сотрудничества.

Важность сотрудничества в сфере образования для достижения целей интеграции европейских стран не нашло отражения в Римском договоре. Однако в этом документе было сформулировано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также предусматривалось право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории государств - членов Европейского сообщества для свободного "осуществления предпринимательской деятельности". Декларировалось, что впоследствии Совет министров издаст директивы о взаимном признании дипломов, сертификатов и других свидетельств о формальных квалификациях". Одновременно с этим в разделе "Социальная политика" договор формулировал задачу Европейской комиссии: "Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки", а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования .

Таким образом, признание эквивалент­­­ности квалификаций рассматривается в Римском договоре как предпосылка свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг, как основы формирования общего рынка труда на территории Сообщества. На том этапе развития Европейская комиссия не располагала собственным бюджетом и, следовательно, средствами на поддержку сотрудничества в сфере образования между государствами Сообщества.

Страны - члены Европейского экономического сообщества активно работали над документами, сформировавшими основу академического сотрудничества и повышения мобильности студентов и преподавателей. В первое десятилетие своей деятельности Совет Европы принял четыре конвенции, которые заложили правовую базу сотрудничества между государствами Европы в сфере высшего образования . Первым документом стала уже упоминавшаяся Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающая студентам право поступать в университеты других стран (Россия также присоединилась к этой конвенции, ратифицировав ее в 1999 году).

В декабре 1954 го­да была подписана Европейская культурная конвенция, одной из целей которой стало содействие "мобильности и обмену". Следующим шагом в развитии правовой основы академической мобильности стало подписание 15 декабря 1956 года в Париже Европейской конвенции об эквивалентности периодов обучения в университетах. Целью этого документа было содействие общеевропейским интеграционным процессам и решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов. Согласно конвенции стороны принимали на себя обязательства "признавать период обучения, проведенный студентом в университете другой страны - участницы Совета Европы, как эквивалентный аналогичному периоду обучения в национальном университете при условии, что руководство первого выдаст студенту сертификат, подтверждающий его успешное завершение данного периода обучения". Предусматривалось и взаимное признание успешно сданных экзаменов. Ответственность за добросовестное выполнение положений конвенции возлагалась на государства - участники Совета Европы и университеты (последние несли взаимную ответственность за качество результатов обучения).

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций стала следующим этапом развития сотрудничества. Не случайно, что она была подписана на следующий год после вхождения в силу Римского договора. Положение о взаимном признании квалификаций, полученных в университете одной страны-участника, предусматривало возможность обладателя квалификации продолжать обучение на следующей ступени образования в университете любой другой страны - участника Совета Европы (также взаимно признавались и академические степени). Вместе с тем университеты имели право самостоятельно определять требования к уровню владения языком обучения кандидата и "в случае, если экзаменационные требования зарубежного университета не включали предметы, предписанные национальными квалификационными стандартами, отказывать в признании до момента сдачи дополнительного экзамена по требуемому предмету".[17]

Конвенция о признании квалификаций высшего образования в академической Европе была подписана в 1997 году в Лиссабоне. Конвенция устанавливает ряд базовых требований, ее осуществление предполагает вовлечение отдельных стран в более прогрессивную схему международного признания. Это открывает прекрасные возможности для будущего развития. Немало сделано для взаимного признания степеней высшего образования в профессиональных целях посредством применения соответствующих директив Европейского союза.[18]

Болонская декларация о зоне европейского высшего образования 1999г.

В первую очередь целью этой декларации является повышение международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования. Составители выразили согласие с общими принципами, изложенными в Сорбоннской декларации (от 25 мая 1998г.), считая необходимым скоординировать образовательную политику для достижения в кратчайшие сроки, по крайней мере, в пределах первого десятилетия нового 21 века, следующих целей, представляющих первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире:

• Принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе путем внедрения Приложения к диплому, в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан, а также повышения конкурентноспособности европейского высшего образования;

• Принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах;

• Введение Европейской системы переводных зачетных единиц как инструмента, необходимого для всемерного расширения студенческой мобильности;

• Расширение академической мобильности путем преодоления ныне существующих преград свободному передвижению, в первую очередь:

- для студентов, для которых должен быть открыт доступ к учебным программам и сопутствующим услугам;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать