Особенности древнескандинавской мифологии

lina laukaR f

«Лен, лук, богатство».

И лен и лук имели магическое свойство.

Особенной силой обладала и руна «турс». Как рассказывается в одной из песен «Старшей Эдды», когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

«Я вырежу Турс и три тайные знака –

Похоть, скорбь и безумье в удел тебе дам»[37].


А в исландской «Черной книге» пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,

и девять нужд,

и тринадцать турсов[38].

Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей.

В младшем руническом ряду всего 16 знаков. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны. Каждая «младшая» руна так же, как и «старшая» имеет свое собственное имя.

 В Скандинавии существовали так же и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткоствольные, бесствольные, дальские, ветвистые.

Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами[39]. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами. И ими больше писали на камнях, потому, что в 10-11 в.в. много ставили памятных камней в честь павших викингов[40].

Изображение звериной морды также имело магическую силу[41].

В Англии существовали свои собственные руны — англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит.

Около начала XIII века — предположительно в одном монастыре в Сконе — рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus[42].

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т. д.

Существовали специальные дневные руны — их было семь, — обозначавшие дни недели и 19 лунных рун — по числу годов в метоновом цикле.

В некоторых местах руны использовались для письма вплоть до семнадцатого века.

От сказанного выше можно прийти к выводу, что руны имели широкий обиход в народе, их вырезали на предметах утвари, над кроватями больных, руну «тейваз» рисовали на оружии, мечах и копьях. И, несмотря на, то, что после крещения стали переходить на латинский алфавит, но сохранялись в средние века рунические календари, а во многих селах вплоть до семнадцатого века писали на футарке.


2.2. Скандинавская языческая символика.


В древней Скандинавии, собственно, были те же солярные символы, что и везде. Много имелось изображений круга с крестом внутри, называемым у скандинавов крест Тора. Этот символ существовал у скандинавов еще в бронзовом веке (возможно, и раньше), его изображали на погребальных плитах. Так же археологи находят солнечные диски с тремя и четырьмя (и более) спицами. Кресты Тора, например, были изображены на плитах 7,8 в кургане Кивик на полуострове Сконе (в Швеции)[43].

Крест Тора был символом могущество и силы, так как Тор являлся Богом войны, защитником.

Другим весьма распространенным символом была свастика. Изображения свастики находят по всей Европе, как и в Азии. В Тибетской древней религии Бон По Свастика один из основных символов и в индуизме свастика тоже применяется. «Свастика» с санскрита означает «да будет благо всем». В переводе с древних рунических текстов Свастика трактуется, как движение с небес: СВА (небо) с ТИК (движение). Это символ солнца или символ жизни. Несмотря на простоту этого знака, у него много значений, четыре луча - это четыре сезона года, четыре стороны света и т.д. Свастика - понятие обобщенное. Под этим словом понимают не один символ, а целую группу символов- крестов с загнутыми влево или вправо концами. В древности каждый Свастичный символ имел свое собственное название, свой отдельный смысл и свою отдельную обереговую силу[44].

Существует 144 вида и названия свастичных символов. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Агни, Фаш, Инглия, Солард, Ведара, Расич, Святоч, Чароврат и т.д.

Свастика существует правосторонняя или «посолонь» и левосторонняя (такая была в германии Третьего Рейха). Как считается, правосторонняя Свастика - это символ света, а левосторонняя - это символ тьмы, но это условно, потому, что тьма - это не обязательно зло. Еще есть суммарная Свастика - это левосторонняя Свастика, наложенная на правостороннюю, она означает равновесие добрых и злых сил. Эта Суммарная Свастика аналог китайского символа Инь - Янь и широко использовалась в Скандинавии. Самые древние находки с изображением Свастики датируют пятнадцатым тысячелетием до нашей эры. Правосторонние Свастики археологи находят на скандинавских брактеатах - подвесных украшениях. Так на одной брактеате из Алингоса, Вестергётлонда (Швеция) был изображен человек с лошадью, рядом с ней птицы, а наверху сбоку - Свастика. Аналогичные брактеаты находили и в Дании[45].

В древней Скандинавии как символ был популярен так же  молот Тора. Это был символ могущества, так как молот являлся грозным оружием Тора. Находят рунические камни с изображением молота: например, камень из Стенквисты. Вообще молот Тора, скандинавы носили на теле, и он служил как оберег.

Также можно утверждать, что крест - главный христианский символ, вел свое происхождение от древнего языческого символа огня. На всех изображениях египетские боги показаны с крестом (анкх), у них это символ бессмертия. Известны, например, крестообразные поминальные курганы, на вершинах которых возжигался священный огонь; существовали жертвенники огня с крестообразной символикой. На территории Скандинавии сохранилось с дохристианского периода изображения креста[46].

Еще один общегерманский символ - валькнут. Это три сплетенных вместе треугольника. Они характеризуют три главных мира древа Иггдрасиль: Асгард (верхний мир), Мидгард (срединный мир), и Нифльхейм (нижний мир). Это основные символы, но всего древо имеет девять миров. Девять - это общее количество вершин сплетенных треугольников. Число начала, завершения, круговорота разрушения и возрождения[47].

Девять дней и ночей Один висел на древе, чтобы постичь руны и себя. Столько же раз спускался Хермод в Хелльхейм, чтобы спасти Бальдра. Девять шагов совершил Тор после того как поразил змея Ёрмунганда. Нужно отмерить девять спиц в двенадцатилучевом коловрате, чтобы вернуться к нижней точки кологода, из зимы в изначальную весну.

Столько же необходимо месяцев, чтобы в мир пришла новая человеческая жизнь. Валькнут - символ связанности девяти миров, символ перехода, который подвластен Одину. Валькнут еще именуют «узел убитых». Девять - число завершенности. Валькнуты изображали на гобеленах и на погребальных камнях[48].


2.3. Обрядовая сторона древнегерманского язычества.


Скандинавское язычество – это суровая религия сурового народа. Там фигурировали человеческие жертвоприношения. Кроме того, были и животные жертвоприношения. Они совершались по разному поводу, во время праздников, при закладке дома глава семьи мог совершить жертвоприношение, перед битвой и особенно после победы. В древневерхнегерманском языке существовало слово «совершать жертвоприношение»- bluoz[49]. Страбон так предает человеческое жертвоприношение у древнего германского племени кимвров: «Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные на плече застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью в двадцать амфор, здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадание, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу»[50].

Возможно, этот обряд сохранился и до эпохи викингов, правда, он не совершался регулярно, но нам известно, что в тот период в ходе погребальной церемонии и ритуалов жертвоприношения убивали множество животных. Жертвоприношения были связаны как с земледелием, служа для улучшения урожая, так и с охотой и войной. Если одерживали победу, то жертв посвящали Одину (у германцев Вотан) и Тору (Донар) - богам войны, а если жертвоприношение свершалось для земледельческих целей, то его посвящали Фрейру.  В честь Одина жертв вешали, для Тора их резали на камне, а для Фрейра топили[51].

В болотистой местности северной Ютландии, у Раппендама, нашли повозки, сохи, много черепков сосудов и кости скелетов. Это было место жертвоприношения, и  эти предметы нам показывают, что здесь существовал земледельческий культ. В Тюрингии, в Обердорле, нашли кости правой руки и ноги, ребра, но без позвоночников. Труп был расчленен. Нередко жертвы вешали в священных рощах, посвященных Одину. Титмар Марзебургский писал, что на острове Зеландия каждые девять лет в январе месяце, вплоть до принятия христианства, совершались жертвоприношения, 99-и человек, 99-и лошадей, 99-и собак, 99-и петухов. В Старой Упсале в Швеции, в одном из главных религиозных центров Скандинавии, также  для жертвоприношений  предназначали разных видов животных мужского пола по девять особей. Кимвры и Семноны тоже вешали жертвы в рощах[52]. Германцы переняли у кельтов еще один способ жертвоприношения - сожжение. Кельты делали большие соломенные чучела и в них помещали людей, а потом поджигали. Также при погребении знатного вождя был обычай класть вместе с ним и убитую рабыню, о чем свидетельствуют  нам данные Ибн - Фадлана. Жертвами являлись, в основном, рабы или военнопленные. В эпоху викингов это часто были христиане, так как тогда викинги противостояли все более усиливавшейся в западной Европе новой религии. Кроме человеческих устраивались и жертвоприношения животных. Они приносились в основном в честь Одина и Тора. «Домашние животные приносились в жертву в честь ряда германских Богов. Геркулесу (Донару) и Марсу (Тивазу) они умилостивляют закланиями обрекаемых в жертву животных»[53]. Одину часто приносили в жертву коней. Об этом говорят археологические раскопки, в которых находят вместе с человеческими костями много и звериных. Часто в жертвоприношения отдавали свиней. А февраль у германцев назывался «месяц свиней», то есть месяц, когда приносят в жертву свиней. В Салической правде - писаном обычном праве салических франков, в одном из параграфов говорится о том, что если человек украл свинью для ритуальных обрядов, то должен заплатить штраф 17,5 солидов[54].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать