Как видно из таблицы, размер среднемесячной заработной платы увеличился по сравнению с 1.01.2005г. на 112396 рублей.
В связи с этим можно говорить и об увеличении трудовых пенсий, т.к. очередная индексация заработной платы и соответственно перерасчет пенсии производятся, если среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в сравнении с ее величиной, примененной при предыдущей индексации, возросла более чем на 15%.
Таблица 1.8
Наименование показателей |
На 1.01.2005г. |
На 1.01.2006г. |
Изменение, +/- |
Бюджет прожиточного минимума, Рублей |
128860 |
150800 |
+21940 |
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что бюджет прожиточного минимума увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 21940 рублей.
Следует указать, что от бюджета прожиточного минимума зависит размер пособий: по уходу за инвалидом 1-й группы, за 80-летним пенсионером, ребенком-инвалидом до 18 лет; государственных пособий семьям, воспитывающим детей, социальных пенсий, размер надбавок ветеранам Великой Отечественной войны.
Он изменяется 4 раза в год: по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.
2.4 Анализ структуры количества назначенных пенсий.
Таблица 1.9
Наименование показателей |
На 1.01.2005г. |
На 1.01.2006г. |
Изменение, +/- |
|||
С-ма |
Уд.вес |
С-ма |
Уд.вес |
С-ма |
Уд.вес |
|
По возрасту |
174 |
60,21 |
216 |
68,14 |
+42 |
+7,93 |
За выслугу лет |
4 |
1,38 |
8 |
2,52 |
+4 |
+1,14 |
По инвалидности |
37 |
12,80 |
35 |
11,04 |
-2 |
-1,76 |
По потере кормильца |
63 |
21,80 |
42 |
13,25 |
-21 |
-8,55 |
Социальные |
11 |
3,81 |
16 |
5,05 |
+5 |
+1,24 |
Всего |
289 |
100 |
317 |
100 |
+28 |
- |
По состоянию на 1.01.2005г. наибольший удельный вес в общем количестве назначенных пенсий составили пенсии по возрасту – 60,21%, затем - пенсии по потере кормильца – 21,80%, пенсии по инвалидности – 12,80%, социальные пенсии – 3,81% и, наконец, пенсии за выслугу лет – 1,38%.
Аналогичную картину мы видим по состоянию на 1.01.2006г.: пенсии по возрасту по-прежнему занимают наибольший удельный вес в общем количестве назначенных пенсий – 68,14%, пенсии по потере кормильца составляют 13,25%, пенсии по инвалидности – 11,04%, социальные пенсии – 5,05% и пенсии за выслугу лет – 2,52%.
Анализируя данные таблицы, мы видим, что удельный вес пенсий по возрасту увеличился по сравнению с прошлым периодом на 7,93%. Это говорит о том, послевоенное поколение подошло к пенсионному возрасту. Увеличился и удельный вес пенсий за выслугу лет на 1,14% в связи с тем, что в настоящее время к категории получателей данного вида пенсий относится, например, т.н. категория интеллигенции (врачи, учителя и др.). На 1,24% увеличился по сравнению с прошлым периодом удельный вес социальных пенсий. Данное изменение произошло за счет увеличения численности получателей социальных пенсий, например, когда ребенок-инвалид достигает 18 лет и с него не снимается инвалидность, он становится получателем социальной пенсии. А вот удельный вес пенсий по инвалидности уменьшился на 1,76%. Данное изменение произошло за счет значительного улучшения в настоящее время условий труда на производстве, повышенному вниманию к изучению инструкций по технике безопасности. Изменение в сторону уменьшения произошло и в удельном весе пенсий по потере кормильца – на 8,55%.
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Послевоенный период относительно стабильного развития мировой экономики в конце ХХ века отрясли несколько глобальных кризисов, заставивших мировое сообщество по-новому переосмыслить социально-экономическую ситуацию. Тенденции глобализации экономических процессов, приводящие к кардинальной переоценке объемов социальных затрат в обществе и роли заработной платы в социальных отношениях, старения населения, миграции рабочей силы и перехода к экономике постиндустриального общества поставили перед правительствами практически всех государств задачу необходимости реформирования социальной защиты населения с целью ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. Система социальной защиты подошла к новому рубежу своего развития, а большинство стран мира находятся в условиях трансформации систем социального развития или, по крайней мере, в стадии обдумывания путей и возможностей их преобразования.
Пенсионное обеспечение является одним из основных элементов системы социальной защиты. В Беларуси, например, пенсионные выплаты составляют около 80% средств, направленных на финансирование социальной сферы.
Вместе с тем действующая в республике система пенсионного обеспечения, основанная на финансировании пенсий за счет текущих поступлений, не может обеспечить достойный уровень пенсий и требует своего реформирования. Это процесс уже начали ряд государств с переходной экономикой: Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Венгрия, Чехия, Польша и др. Реформирование пенсионных систем здесь базируется на подходах боле глубокого вовлечения работников в финансирование будущих пенсий.
Примером полного перехода от государственного пенсионного обеспечения к частному могут являться пенсионные реформы в Чили, где с 1981 года начали действовать только частные пенсионные программы. В Казахстане с 1998 года также началось реформирование пенсионного обеспечения с замещением государственной системы на частную. В Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды начали свое активное развитие с 1994 года. В настоящее время сумма пенсионных резервов частных пенсионных фондов составляет 61,7 млрд. рублей или свыше 2 млрд. долларов США, а граждане России, по их выбору и желанию, имеют возможность перевести свои пенсионные накопления из государственного в частный пенсионный фонд.
Система пенсионного обеспечения является крупнейшей сферой социальной отрасли, и, наверное, поэтому большинство отечественных и зарубежных исследователей при рассмотрении вопросов социальной защиты уделяют ей наибольшее внимание, а также рассматривают отдельные аспекты социальной зашиты, такие как, например, социальное страхование и пенсионное обеспечение, социальная работа и социальная помощь, влияние социальной сферы на формирование рынка труда и социальную политику.
На рубеже ХХ и ХХI веков практически все страны мира оказались в равной ситуации – ситуации понимания нарастающих проблем в системе социальной защиты и поиска путей преодоления этих проблем.
Первым системным исследованием социальных проблем в мире явилась публикация Всемирного банка «Предотвращение кризиса старения: политика защиты пожилых и содействия экономическому росту». Несмотря на то, что в данной работе основное внимание уделяется пенсионному обеспечению, эта публикация вызвала бурную общественную реакцию и вывела вопрос рассмотрения социальных проблем из обсуждения узким кругом специалистов на один из приоритетных уровней исследований социальной проблемы мировым сообществом.
Анализ публикаций, рассматривающих с разных сторон проблемы социальной защиты, с позиции проводимых и планируемых реформ, позволяет выделить пять основных тенденций в области реформирования систем социальной защиты.
Во-первых, снижение уровня перераспределения финансовых ресурсов в системе социальной защиты как на групповом уровне внутри поколения, так и на уровне поколений. Перераспределительные тенденции в системе социальной защиты изначально задумывались как инструмент поддержки малоимущих слоев населения за счет более состоятельных. Однако исследования, проведенные специалистами Всемирного банка, выявили обратные тенденции в перераспределении средств – не от богатых к бедным, а наоборот. Основная причина такого перекоса заключается в том, что более богатые лица входят плательщиками в системы социальной защиты в более позднем возрасте (за счет сроков на учебу, стажировки и пр.), и, следовательно, делают взносы менее продолжительное время. Однако продолжительность жизни у этих слоев населения выше, чем у малоимущих, и, следовательно, они имеют возможность более продолжительный период пользоваться плодами системы социальной защиты. Наблюдается эффект социальной несправедливости.
Во-вторых, это установление более тесной связи между компонентами системы социальной защиты и фактическими социальными потребностями. Проводимые преобразования системы социальной защиты, и особенно ее компоненты социальной помощи, переводятся на адресный программно-целевой принцип на основе поддающихся проверке доходов или потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15