Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице (титульном месте) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.
Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию направляется заявителю (заявителям) по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не представленных на регистрацию.
Если установлены недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, нарушение порядка создания предприятия, а также несоответствие учредительных документов законодательству РФ, регистрирующий орган обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или) изменений в учредительный документ. Предприятие в течение 7 календарных дней с даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предприятие этого не сделает, то орган, осуществляющий регистрацию предприятия, обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) документов предприятия.
Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).
Решение суда или арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (предпринимателя). Аннулирование производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрационным органом судебного решения. Регистрационный орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.
Регистрационный орган в недельный срок обязан сообщить налоговой инспекции о регистрации предприятия для включения его в Единый государственный реестр и об аннулировании государственной регистрации предприятия — для исключения его из Единого государственного реестра. Сведения о включении предприятия в Единый государственный реестр и исключении из Единого государственного реестра подлежат публикации в установленном порядке.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).
При соответствии всех представленных на регистрацию предприятия документов установленным требованиям заявители получают свидетельство о регистрации.
В течение 10 дней после дня государственной регистрации предприятие (организация)-налогоплателыцик должно встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, представив следующие документы:
заявление по установленной налоговой службой форме;
карту постановки на учет налогоплательщика в трех экземплярах;
копии заверенных в установленном порядке учредительных документов (в зависимости от организационно-правовой формы);
копию свидетельства о государственной регистрации;
копии других документов в соответствии с действующим законодательством.
При постановке на учет в налоговой инспекции предприятию (организации) присваивается идентификационный номер налогоплательщика(ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых органах по всей территории страны. ИНН налогоплательщика представляет собой десятизначный цифровой код, в котором установлен код (номер) госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика; собственно порядковый номер налогоплательщика-организации и контрольное число, рассчитанное по утвержденному Министерством но налогам и сборам РФ алгоритму. ИНН проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, письмах, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами.
Если все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организацией полного пакета документов обязана поставить ее на учет. Сведения о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АНС “Налог”), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий,— также в Государственный реестр предприятий и организаций.
После постановки на налоговый учет предприятию (организации) выдается первый экземпляр карты постановки на учет-налогоплательщика за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, и информационное письмо с указанием ИНН по установленной форме.
Для открытия в банке или иной кредитной организации расчетного (текущего) или иных счетов налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. За несвоевременную постановку на налоговый учет первой частью Налогового кодекса установлена ответственность в форме штрафа.
После открытия счетов предприятие обязано в пятидневный срок собщить об этом налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет. Юридическое лицо также обязано встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных социальных фондов.
2. Трудоемкость и затраты, связанные с регистрацией предприятия.
Процесс создания собственного дела довольно-таки трудоемкий и сопряжен, зачастую, с массой трудностей для предпринимателя: надо собрать множество документов, правильно их оформить, отстоять в очередях, потратить огромное количество собственного времени и нервов. Процедура регистрации предприятия неудобна и это порождает множество проблем, таких, например, как “уход в тень”, коррупция чиновников и.т.п. Для определения трудоемкости регистрации предприятия в регионах России был проведен опрос руководителей малых предприятий с целью получить количественные оценки затрат времени и денег на всех этапах процедуры регистрации предприятия. В опросе приняли участие 733 предприятия.
В результате были получены детальные данные о денежных затратах и трудоемкости прохождения каждого из этапов процедуры регистрации, а также каждой из процедур в целом. Оценки получены в различных вариантах, как для случая, когда регистрация была целиком выполнена “под ключ” сторонними юридическими или физическими лицами, так и для случая, когда сотрудники или учредители предприятия лично участвовали на всех или некоторых этапах. В качестве примера на табл. 1 приведены данные по регистрации наиболее распространенной формы предприятий – общества с ограниченной ответственностью. Эти данные относятся к 512 предприятиям из выборки.
Москва
Московская область
Санкт-Петербург
Ленинградская обл.
Воронежская обл.
Самара
Нижегородская обл.
Новгородская обл.
Томская обл.
Новосибирская обл.
Всего (средняя)
Нотариальная контора
2.8
2.9
2.1
1.2
3.1
1.8
0.9
1.0
0.9
0.9
1.8
Регистрационная палата
5.8
3.8
2.3
1.3
2.6
1.9
1.2
3.9
2.7
1.1
3.0
Банк
1.6
2.7
1.7
1.2
1.5
1.1
1.0
1.3
1.8
0.7
1.5
Налоговая инспекция
2.5
3.1
1.9
1.8
1.5
0.9
1.3
3.0
2.3
0.8
2.1
Органы государственной статистики