Подводя итог по вопросу необходимо акцентировать ваше внимание на том, что при составлении договора главное, чтобы он точно соответствовал существу обязательственных отношений, возникновение которых предполагается между его будущими сторонами. Далее адвокат определяет форму будущего договора. Затем нужно определить, могут ли стороны будущего договора заключать его, при каких условиях, и выполнены ли эти условия.
Особое внимание при этом, необходимо обращать на следующие условия договора:
— предмет договора,
— цена договора и порядок оплаты.
— права и обязанности сторон.
— срок исполнения обязательств по договору.
— порядок изменения расторжения договора
— порядок рассмотрения споров.
Вопрос 4. Взаимодействие адвоката как представителя
юридического лица с государственными органами
Провозглашенная в Российской Федерации свобода предпринимательской деятельности — важнейший принцип существования либеральной рыночной экономической системы. Но эта свобода не абсолютна. Реализация прав предпринимателем не должна ущемлять права, свободы и законные интересы других лиц, нарушать требования законности.
Контроль за соблюдением субъектами предпринимательства законодательства осуществляется государством.
Необходимость такого контроля предопределяется следующими требованиями охраны публичных интересов:
— обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
— формирование государственного бюджета;
— защита окружающей природной среды;
— обеспечение занятости населения;
— обеспечение безопасности и обороны страны;
— реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополизма;
— соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и в сфере иностранного инвестирования1.
Государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью посредством различных своих органов. Их функции и полномочия достаточно разнообразны, но в целом эти органы условно можно отнести к двум основным группам:
1) государственные органы, деятельность которых обеспечивает возможность ведения предпринимательской деятельности в целом или осуществления отдельных ее аспектов. Это органы государственной регистрации юридических лиц, в силу деятельности которых субъект приобретает определенную организационно-правовую форму и право осуществлять предпринимательскую деятельность; лицензирующие органы, дающие разрешения на занятие определенными видами деятельности; органы сертификации работ и услуг и т.п.;
2) органы, деятельность которых направлена на предотвращение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. Это органы государственной противопожарной службы, прокуратура и другие правоохранительные органы государства.
Многие государственные органы, например налоговые, сочетают в своей деятельности и функции обеспечения предпринимательской деятельности, и правоохранительные функции.
Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре определяет, что адвокат вправе представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях (ни. 7 п. 2 ст. 2). В соответствии с и. 2 ст. 25 этого Закона адвокат представляет интересы доверителя - юридического лица в органах государственной власти на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключаемого только в форме договора поручения.
В условиях о предмете поручения в таком договоре следует указывать, в каких органах и по какому вопросу адвокат осуществляет представительство интересов доверителя. Но возможно формулирование предмета договора таким образом, что адвокат в течение срока его действия обязуется представлять интересы юридического лица во всех государственных органах (без перечисления их наименований) по всем вопросам, возникшим или могущим возникнуть в дальнейшем в связи с осуществлением юридическим лицом своей предпринимательской деятельности.
Основные правила работы по представлению интересов юридического лица в государственных органах состоят в том, чтобы адвокат:
— соблюдал все нормы и правила, регулирующие работу того или иного государственного органа, уважительно относился к его сотрудникам;
— действовал исключительно в интересах представляемого им юридического лица, квалифицированно и добросовестно отстаивая его интересы, в том числе при нарушениях со стороны государственных органов и их должностных лиц;
— использовал при защите прав и интересов своего доверителя только допускаемые законом способы и методы;
— следил за выполнением доверителем всех его обязанностей перед государственным органом, поскольку неполное или ненадлежащее их выполнение служит основанием применения к юридическому лицу предусмотренных законодательством мер ответственности.
Так, ст. 23 Налогового кодекса РФ закрепляет, что налогоплательщик обязан не только уплачивать законно установленные налоги, но выполнять иные обязанности, в частности: встать на учет в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и проч.;
— всеми средствами и способами обеспечивал соблюдение государственным органом его обязанностей, но отношению к юридическому лицу.
Рассмотрим наиболее распространенные примеры представления адвокатом интересов юридического лица во взаимоотношениях с государственными органами. Чаще это налоговые органы, поскольку налоговое законодательство, и так достаточно сложное и специфичное, стремительно обновляется, не позволяя сформировать сколько-нибудь устойчивую и непротиворечивую практику правоприменения. На представлении адвокатом интересов юридического лица в отношениях с налоговыми органами мы и остановимся.
В п.п. 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре оговаривается, что адвокат может выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Формулировка «в налоговых правоотношениях», а не «в отношениях с налоговыми органами», наиболее соответствует целям осуществления адвокатской деятельности, поскольку налоговые правоотношения могут складываться не только с государственными органами.
Статья 9 Налогового кодекса РФ определяет, что налогоплательщики или налоговые агенты могут вступать в налоговые отношения: с Министерством РФ но налогам и сборам и его подразделениями в Российской Федерации; с Государственным таможенным комитетом РФ и его подразделениями, государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными ими органами и должностными лицами, осуществляющими в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и (или) сборов, а также, контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов; с Министерством финансов РФ, соответствующими финансовыми органами, иными уполномоченными органами при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов; органами государственных внебюджетных фондов; Федеральной службой налоговой полиции РФ и ее территориальными подразделениями при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом.
Формы работы адвоката по представительству интересов юридического лица в отношениях с государственными органами в сфере регулирования налогового законодательства зависят от содержания конкретных налоговых правоотношений, по поводу которых доверитель обратился к адвокату, от органа, в котором адвокат представляет интересы доверителя.
Наиболее часто адвокат осуществляет следующие виды деятельности в налоговой сфере:
— дает справки, консультации и заключения по вопросам налогообложения юридического лица;
— дает юридическому лицу рекомендации в отношении конкретных ситуаций, связанных с начислением и уплатой налогов;
— решает вопросы оптимизации налогообложения с помощью определения состава затрат, которые наиболее целесообразно включать в себестоимость; обеспечивает грамотное и эффективное ведение бухгалтерского учета в организации, на предприятии, что может законно уменьшить налогооблагаемую базу; определяет те виды договорных отношений с контрагентами юридического лица, которые будут способствовать уменьшению размера уплачиваемых налогов, и т.д.;
— представляет интересы юридического лица при проведении камеральных и выездных налоговых проверок;
— представляет интересы доверителя в судебных органах по поводу рассмотрения и разрешения споров с налоговыми органами, иных конфликтов в сфере налогообложения.
Важно присутствие адвоката при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок. Прежде всего, он должен проверить надлежаще оформленные основания на проведение такой проверки (решения руководителя, заместителя руководителя налогового органа) и документы, подтверждающие полномочия должностных лиц, проводящих проверку, документы, дающие право, проверяющим органам производить отдельные действия. Так, выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
При производстве выемки документов адвокату следует проследить за соблюдением порядка производства этого действия и за составлением соответствующего акта. В акте должна быть обоснована необходимость выемки, приведен перечень изымаемых документов. Адвокат имеет право делать замечания при выемке документов, которые должны быть, но его требованию внесены в акт, а также требовать передачи ему копии акта о выемке.