Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах. Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется в условиях трансформации экономической системы.
Предпосылки и специфика проведения аграрных реформ в переходной экономике. С 1994 г. начался процесс трансформирования системы государственного заказа в сельском хозяйстве, который заключался в упразднении:
· требований государства к хозяйствам засевать определенные площади под конкретные культуры;
· принципа обязательной продажи определенного процента урожая государственным закупочным организациям по цене, определяемой государством.
К 1995 г. государственные закупки в республики были отменены на все виды продукции, имеющей отношение к сельскому хозяйству, кроме зерновых и хлопка, на которые они последовательно снижаются. Доля сельхозпродукции, продаваемой в Узбекистане через государственные закупки (%):
Виды продукции |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Хлопок |
95 |
85 |
80 |
75 |
60 |
40 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Зерновые |
100 |
100 |
80 |
75 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Овощи |
100 |
50 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
Бахчевые |
100 |
100 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
Картофель |
100 |
100 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
Плоды и ягоды |
100 |
100 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
Виноград |
100 |
100 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
Табак |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
Мясо |
100 |
100 |
80 |
50 |
|
|
|
|
|
|
Молоко |
100 |
100 |
80 |
50 |
|
|
|
|
|
|
Шерсть |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
Яйца |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
Коконы |
100 |
100 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
Птица |
100 |
100 |
70 |
50 |
|
|
|
|
|
|
Каракуль |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
С 1995 г. основными поставщиками хлопка и зерноколосовых по государственным закупкам являются коллективные предприятия. Цена на продукцию, продаваемую в счет государственных закупок, составляет 80 % от мировой цены. Хлопок и пшеница, произведенные сверх государственных закупок, могут быть реализованы по свободным (договорным) ценам при условии выполнения прогноза выполнения прогноза производства. Выполнение государственных закупок обеспечено определенным стимулом: подрядчик на поставку хлопка и зерноколосовых получает доступ к банковским ссудам.
Государственные закупки зерноколосовых обусловлены значительной ролью хлебопродуктов в питании населения. государство через свои закупки гарантированно обеспечивает население хлебопродуктами, снижает зависимость изменения их цены от нестабильной мировой конъюнктуры и тем самым способствует сохранению социальной стабильности в обществе. Нельзя забывать и о значительных расходах государственного бюджета на ирригацию и научные исследования для сельского хозяйства.
Целью аграрных реформ в странах с переходной экономикой является создание рыночно ориентированного сектора, его приспособление к новой экономической ситуации. Сельскохозяйственные производители в процессе таких реформ должны научиться улучшать результаты своей деятельности на основе личной заинтересованности и приобретать материально-техническое ресурсы на свободном рынке. Подобные преобразования позволят добиться значительного повышения производительности труда в сельском хозяйстве.
В экономической теории сложилось мнение, что основным пунктом аграрной реформы должна быть трансформация земельных отношений, введение частной собственности на землю, формирование семейных фермерских хозяйств. Однако при выработке экономических решений в этой сфере для конкретной страны механическое копирование чужого, даже позитивного, опыта неприемлемо - его надо адаптировать к специфическим особенностям национальной экономики.
При проведении аграрной реформы в нашей республике были учтены следующие обстоятельства:
· в условиях ограниченности земельных (пригодных к аграрному производству) и водных ресурсов, неравномерного их распределения и относительно высоких темпов роста населения введение частной собственности на землю может стать источником социальной нестабильности в обществе;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14