Предпринимательство в аграрном секторе экономики

Палата товаропроизводителей и предпринимателей была создана в апреле 1996 г. в числе основных ее функций -представление интересов и защита прав предпринимателей как перед государством, так и перед др органами власти и организациями, в том числе зарубежными. В 04.1998 г. постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана" установлено, что все проверки проводимые производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - членов Палаты - осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.

При палатах всех уровней функционируют 183 центра информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Палата является учредителем таких организаций, оказывающих услуги субъектам предпринимательства, как Центр тестирования и сертификации "Тест-Сервис", Технологический бизнес-инкубатор. При Палате созданы Центр автоматической идентификации товаров и услуг "EAN Uzbekistan" по присвоению и регистрации штриховых кодов, внешнеэкономическая фирма "Мовароунахр", а также многофункциональный информационный центр "Marokand", который через электронные сети объединяет и делает широко доступными для предпринимателей информационные ресурсы всех организаций входящих в систему Палаты. Этим центром ведется и распространяется на лазерных дисках электронный реестр всех членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, а также сформирована база данных по потребностям и предложениям товаров и услуг членов Палаты.

Кроме того, при Палате формируется система непрерывной профессиональной подготовки кадров для предпринимательской деятельности, куда входят Республиканская школа бизнеса с 14 филиалами в областях, которые являются по сути профессиональными колледжами, где обучается около 4,5 тыс. учащихся, а также Центр развития рыночных навыков и Центр содействия бизнесу, созданные при содействии программы ТАСИС, в которых проходят ежегодно подготовку свыше 3 тыс. человек.

Самой главной на сегодняшний день является проблема водоснабжения, как промышленных и сельскохозяйственных объектов, так и населения в целом. Значимость водных ресурсов с жизни станы трудно переоценить. Аграрный сектор является самой крупной отраслью экономики Узбекистана и производя около 30 % ВВП, ежегодно использует более 90 % потребляемой в стране воды (свыше 90 % урожая у нас приходиться на орошаемое земледелие). В силу различных объективных и субъективных обстоятельств в системе водопользования страны накопилось немало нерешенных проблем. Это и дефицит свободного качественного стока поверхностных вод, и его абсолютный дефицит в маловодные годы (2000 год). Это и не совсем удовлетворительное техническое состояние ирригационно-мелиоративных систем, в частности из-за сократившихся инвестиций в данную сферу. Это и усиление процессов минерализации воды и засоления почв, в том числе из-за неадекватности коллекторно-дренажных систем и объемов промывных работ. Это и не достаточно высокий уровень использования оросительной воды (КПД, КИВ), а также его продуктивности- выход продукции на 1000 кубометров оросительной воды. Это и медленное освоение водосберегающих технологий. Наконец, это углубляющиеся различия в подходах сопредельных государств к режиму использования водных объектов бассейна Амударьи и Сырдарьи.  И тут возникает вопрос Нужен ли Узбекистану водный кодекс?

Президент И.А.Каримов, беспокоясь о состоянии ирригационного и мелиоративного состояния земель, в своем выступлении на заседании Каб.Минов в 02.2001 года подчеркнул: "Сама жизнь сегодня настоятельно требует кардинального пересмотра нашего отношения к этому важнейшему участку работы, от масштабов и эффективности которой, можно сказать без преувеличения, зависит судьба сельского хозяйства, а значит, решение исключительно важных социальных, экономических проблем и в конечном итоге- продовольственная безопасность страны". и совсем не случайно принято решение о разработке программы мер по улучшению мелиоративного состояния земель на 2001-2005 года и на перспективу до 2010 года.

Представляется, что в данную программу целесообразно включить пункт о совершенствовании законодательства о воде, его адаптации к новым условиям. Необходимость такой меры либо разработки Водного кодекса страны, что еще предпочтительнее, обусловлена следующими причинами.

Во-первых, действующий в республике Закон "О воде и водопользовании", безусловно сыгравший положительную роль, в какой-то мере отражает затратный, централизованный подход к водопользованию, доставшийся нам в наследство от тоталитарной системы. а это мешает исправлять создавшееся в системе водного и сельского хозяйства положение, о котором говорилось выше. Новое законодательство должно быть от начала до конца пронизано идеей применения технологий водосберегающих, сохраняющих и поддерживающих естественный экологический баланс, идеей ответственности каждого гражданина, каждого хозяйствующего агента за реализацию прав нынешнего и будущего поколений на использование в достаточном объеме доброкачественного водно-ресурсного потенциала, без чего не возможно повышение уровня жизни.

Во-вторых, переломный, переходный период, который переживает наша страна, требует изменения устаревших положений законодательных актов, обновления подходов к хозяйствованию с точки зрения их соответствия развивающимся рыночным институтам и принципам внедрения рыночных механизмов на микроэкономическом уровне в системе водного хозяйства.

Конкретизирую свое предложение:

·      в республике сформировалась многоукладная экономика. Негосударственный сектор, представленный широким спектром различных форм собственности, стал доминирующим. Зарегистрированы и успешно функционируют сотни, тысячи субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в различных сферах общественного производства и оказания услуг населению. Все они так или иначе являются водопользователями. Очевидно, что их права и ответственность в данном качестве должно быть четко обозначены в Водном кодексе.

·      произошли большие инстуциональные изменения, ликвидированы многие отраслевые министерства, созданы новые органы управления, изменились их функции. Поэтому за новыми институтами законодательно должны быть закреплены их права, обязанности и ответственность за обеспечение водопередачи различными отраслями экономики и осуществление мониторинга за соблюдением положений Водного кодекса. В этом аспекте уместно привести пример того, как практика опередила законодательную базу, не соответствующую реальности. Речь идет о не предусмотренной нынешним законом организации на уровне первичных сельскохозяйственных производителей ассоциаций водопользователей (АВП). Эти негосударственные ассоциации берут на себя функции доставки, планирования и распределения оросительной воды между членами АВП, эксплуатации внутрихозяйственных ирригационно-мелиоративных систем, осуществления финансовых операций.

·      в соответствии с действующим законодательством межхозяйственные каналы и сооружения водного фонда, водозабора подземных вод являются государственной ответственностью, не подлежат приватизации и эксплуатации как единая водохозяйственная система. сможет быть, с учетом ограниченности государственных финансовых средств назрела необходимость либерализации этого положения законодательства? Речь идет о возможности предоставления предпринимателем отдельных районных и межрайонных водохозяйственных коммуникационных сетей в долгосрочную аренду или концессию.

В-третьих, в специфических арендных условиях пахотные земельные и водные ресурсы сельскохозяйственного назначения взаимодополняют друг друга. И коли мы сказали "А", приняв то Земельный кодекс, должны сказать и "Б", разработав Водный кодекс. Тем более, что в принятых в 1998 году законах о ширкатном, ФХ и ДХ (соответственно в ст. 16,14,11) записано, что порядок учета расхода воды, подаваемой хозяйствам, и уплаты налога за пользования водными ресурсами, а также льготы по данному налогу определяются законодательством. О правах же и обязанностях субъектов в области водопользования в указанных законах ничего не сказано, а в Законе "О воде и водопользовании" тоже нет специальных положений, касающихся новых водопотребляющих агентов хозяйствования.

В-четвертых, в пользу разработки Водного кодекса говорит то обстоятельство, что третья и четвертая статьи действующего закона не совсем отвечают общепринятым международным нормам. Так. В ст. 3 записано: "Воды являются государственной собственностью -общенациональном богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством". Это определение носит расплывчатый характер, поскольку  непонятно, о каких водных ресурсах идет речь. По идее, речь должна идти лишь о тех, которые формируются на территории страны и сток которых не выходит за ее пределы. Кроме того, особо должны быть оговорены правовые отношения к водным ресурсам, выделяемым по межгосударственным соглашениям их межгосударственных объектов.

В ст. 4 дается перечень объектов, составляющих единый государственный водный фонд Узбекистана, - реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и и водные источники, воды каналов и прудов, подземные воды и ледники. Здесь не хватает слов: "расположенные на территории страны".

Справедливости ради следует отметить, что в законе о воде других среднеазиатских государств и Казахстана допущены такие же оплошности. Нашей стране, зарекомендовавшей себя мудростью и взвешенностью политики, следует и в этой области создать прецедент, не только четко сформулировав право собственности на внутренние и международные водные ресурсы, но и однозначно и конкретно оговорив свои обязательства и ответственность за право пользования межгосударственными источниками н взаимовыгодных началах, не нанося ущерба другим странам.

5. Удачливые предприниматели Узбекистана.

П

редпринимательство на селе Узбекистана стало развиваться с 1991 года и о наиболее удачливо организовавших свое дело вы ознакомитесь в данном вопросе.

Расул Туракулов - председатель акционерного общества открытого типа "Агросаноат" Каршинского района - доволен. В 2001 году на площади в 120 гектаров, принадлежащей обществу, выращивающие хороший урожай зерна. Вместо плановых 400 тонн фактически собрали 555, каждый гектар в среднем дал около 46,3 центнера. Государству продано 405 тонн, общая прибыль составила 8 млн. сумой. Она разделена в соответствии с затратами труда каждого работника, пошла на оказание материальной помощи многодетным и малообеспеченным семьям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать