Предпринимательство в аграрном секторе экономики

·      в сельскохозяйственных предприятиях был наполнен производственный потенциал, который чисто технически не поддаться разделу на мелкие хозяйства (к примеру, технологический комплекс по возделыванию хлопка включает такие машины, использование которых на мелких семейных фермах неэффективно. Ожидать быстрой переориентации сельскохозяйственного машиностроения на выпуск техники для обслуживания мелких хозяйств не приходилось). В этих условиях быстрое формирование мелких семейных хозяйств в большинстве случаев обрекало бы их на использование архаичной технологии;

·      ввиду отсутствия конкурентного предложения земли и воды фермерские хозяйства могли бы попасть в жесткую зависимость от арендодателей, получающих доход от сдачи в аренду земли и ирригационных систем.

В результате реформы в сельском хозяйстве страны направлены на формирование частных хозяев без передачи земли в частную собственность. Как показывает мировой опыт, не введение частной собственности на землю, а предоставление возможности свободно распоряжаться результатами своего труда становиться действенными стимулом повышения эффективности сельскохозяйственного производства. наглядный пример - аграрные реформы в Китае, начатые в 1979 г. Только переход от системы производственных бригад к системе семейной ответственности обеспечил 48 % прироста сельскохозяйственного производства Китая. Предоставление сельскохозяйственным производителям институциональных свобод в достаточном объеме дает им стимулы и возможность для более эффективного использования ресурсов. При этом прирост производства достигается без вложения дополнительных производственных ресурсов.

Институциональные реформы в сельском хозяйстве. Рыночные преобразования в сельском хозяйстве требуют формирования структур, экономически заинтересованных в повышении эффективности использования ресурсов, в более полном удовлетворении платежеспособности спроса. Поэтому основным направлением преобразований в сельском хозяйстве является поиск новых организационных форм и методов управления, способных обеспечить эффективное использование земельных, водных, материальных ресурсов. В индустриальном реформировании сельского хозяйства в Узбекистане можно выделить 2 этапа. Задачи первого сводились к формированию эффективных форм мелкотоварного производства без изменения принципиальных основ производства крупного. Этот процесс начался еще в 1989 г., когда были приняты законодательные основы развития личных подсобных хозяйств. В 1993 г. государственные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в различные формы негосударственных хозяйств. С точки зрения организации производства они действовали как коллективные хозяйства, которые на том этапе не могли быть разукрупнены. К ним относились хозяйства с разветвленными мелиоративными системами, которые необходимо было реорганизовать, но отдельные участки земли не могли быть выделены для независимого использования. Были апробированы различные инновации по реорганизации коллективных хозяйств, направленные на достижение большей автономии на бригадном уровне. Расширение хозяйственной самостоятельности бывших совхозов и колхозов сделало их более чувствительными к рыночным сигналам. Значительная часть крупных хозяйств была разделена на более мелкие, лучше управляемые производственные единицы. Именно тогда в республике начинала формироваться такая организационная структура, как фермерские хозяйства. С 1996 г. некоторые колхозы стали преобразовываться в акционерные общества.

Второй этап начинается с принятия "Программы углубления экономических реформ в сельском хозяйстве Узбекистана на период 1998-2000 гг.". на этом этапе формируются основы механизма внутрихозяйственных отношений, соответствующего новым условиям.

Значительные изменения произошли и в деятельности заготовительных организаций. Большинство из них были приватизированы и демонополизированы. В соответствии с договорами контрактации сельскохозяйственные производители при реализации своей продукции через заготовительные организации еще до начала производственного цикла получают аванс в размере 20-50 % от стоимости продукции, что необходимо для приобретения материально-технических ресурсов. Следовательно, при такой системе сельскохозяйственные предприятия гарантированы как средства для осуществления производства, так и сбыт производственной продукции.

При переходе к рынку наблюдается значительное увеличение продажи сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках. В структуре реализации продукции растениеводства основная доля приходится на продажу по рыночным каналам. Так, более 72 % произведенного картофеля, 75 % мяса, свыше 60 % плодов и овощей, более 80 % молока в 1998 г. было реализовано через рынок.

В области переработки сельскохозяйственных продуктов постепенно развиваются параллельные структуры: наряду с крупными приватизированными предприятиями агропромышленного комплекса там появляются малые независимые фирмы. Сельскохозяйственные производители начали осваивать так называемую малую переработку - создавать мелкие маслобойки, колбасные цеха, мельницы, пекарни и т.п.

В помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям создаются обслуживающие их организации. В частности, на 1.04.2000 г. в республике действовало 169 фирм, оказывающих сельскохозяйственным производителям различные сервисные услуги, 143 машинно-тракторные партии (МТП), в т.ч. 182 государственных акционерных МТП. Следует отметить, что доля последних в объеме оказываемых технических услуг из года в год возрастает. В целях укрепления материальной базы МТП сельскохозяйственные предприятия передали им свою технику в обмен на акции МТП на сумму 5,3 млрд. сумов.

В силу производственной специфики сельское хозяйство функционирует в условиях многообразия организационно правовых форм хозяйствования. Сегодня уже выявились 2 основных направления реальной трансформации сельскохозяйственных отношений. Первое ведет к разделению крупного коллективного предприятия на более мелкие самостоятельные производственные подразделения - дехканские и фермерские хозяйства. Второе направление, типичное для производства зерновых и хлопка - дальнейшая коммерциализация крупных коллективных предприятий, осуществляемая одновременно с углублением процессов разделения собственности и управления.

Новой экономической реальностью стало также развитие вертикальной интеграции в системе АПК. В условиях конкуренции на рынке сырья предприятия перерабатывающей промышленности, особенно мясомолочной и консервно-овощной отраслей, стремятся к установлению более прочных и долгосрочных связей с сельскохозяйственными производителями. Такая интеграция развивается преимущественно в виде производственной контрактации, но уже возникают элементы и корпоративного интегрирования: вкладываются средства в развитие хозяйств-поставщиков, им предоставляются кредиты.

В настоящее время около 99 % валовой продукции сельского хозяйства производиться негосударственным сектором, представленным сельскохозяйственными ширкатами, фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Сельскохозяйственный кооператив (ширкат) - самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на паевых началах и преимущественно семейном (коллективном) подряде, добровольном объединении граждан для производства товарной сельскохозяйственной продукции.

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов (ширкат) основывается на следующих принципах:

·      добровольность членства в кооперативе (ширкате) и беспрепятственный выход из него;

·      обязательное трудовое участие членов в деятельности кооператива (ширката);

·      внутрихозяйственная организация производства продукции и труда преимущественно на основе договора семейного (коллективного) подряда;

·      оплата труда членов кооператива (ширката) исходя из объема и качества производственной продукции (выполненных работ);

·      распределение конечного дохода (прибыли) между членами кооператива (ширката) в соответствии с их имущественными паями;

·      демократический характер управления, равные права в принятии решений (один член кооператива (ширката)- один голос);

·      контроль членов кооператива (ширката) за его работой в подряде, предусмотренном уставом кооператива (ширката);

·      использование земельных участков строго по целевому назначению, обеспечение охраны земель и повышения их плодородия.

Ширкаты образованы на базе колхозов через распределение их членам паев с возможностью получения дивидендов по итогам работы хозяйства за год. формирование ширкатных хозяйств сопровождается, как правило, внедрением среди их членов различным форм арендного подряда (семейного, коллективного) и закреплением за ними участков на период от 3 до 5 лет на основе временного договора на пользование землей. Договор семейного (коллективного) подряда заключается ежегодно между сельскохозяйственным кооперативом (ширкатом) в лице его правления и главой семьи (уполномоченным представителем коллектива). По такому договору семья (группа работников) обязуется в качестве подрядчика произвести определенную сельскохозяйственную продукцию и сдать ее заказчику - сельскохозяйственному кооперативу (ширкату) в согласованные сроки, а заказчик обязуется ее принять и оплатить.

Физические и юридические лица, внесшие в ширкатное хозяйство паевой взнос, но не принимающие участие в производственной деятельности, получают статус ассоциированного члена. Они получают свою долю в прибыли, но не имея права голоса на общем собрании.

На 1.06.2000 г. в сельском хозяйстве функционировало 1424 ширкатных хозяйства. В 64,9 % хозяйств активно внедряется чековая форма учета и контроля затрат, а в 81,4 % хозяйств созданы финансово-расчетные центры. Если в 1998 г. только 47 %  посевов хлопчатника, 46 % посевов зерновых и 63 % посевов овощеводческих культур были переданы подрядными коллективами на 1 год, то в 1999 г. подрядными договорами было охвачено в хлопководстве - 87 %, зерноводстве - 95 % посевов на срок не менее 3 лет.

Несмотря на значительное расширение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных кооперативов, в настоящее время еще нередки случаи, когда во внутренние дела многих хозяйств вмешиваются местные чиновники и руководители предприятий агропромышленного комплекса. Это выражается в назначении руководителей ширкатных хозяйств, директивном установлении производственных целей и заданий, цен и издержек, в требовании увеличить объемы производства и контроле за банковскими счетами аграрных хозяйств.

Главная цель всех преобразований на селе - воспитать собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами. По этой причине в перспективе в ширкатных хозяйствах необходимо усилить роль общего собрания, обязательными должны стать независимые аудиторские проверки. Действия администрации должны реально контролироваться членами правления и наблюдательного совета. Чтобы обеспечить стимулы к высоко производственному труду, основой распределения дохода должна стать денежная оплата по труду. Не менее важным направлением повышения эффективности функционирования как ширкатных хозяйств так и аграрного сектора в целом является постепенное создание свободных рынков хлопка, пшеницы и средств производства для сельского хозяйства. Это позволит устранить существующие искажения относительных цен и будет способствовать более эффективному распределению и использованию ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать