Оборудование подобрано согласно рекомендаций и общая площадь оборудования составляет 84,6м2
2.2.7 Расчет производственных площадей
Площадь производственного участка определяется по площади занимаемого оборудования и переходным коэффициентом.
где Fоб - площади оборудования, м2;
Fм=19,5 (площадь самого крупного автомобиля КаМАЗ – 5511) – площадь машин, м2;
- коэффициент, учитывающий проходы и проезды;
Площади складов материалов и запчастей определяют исходя из количества материалов и запчастей.
где Qг – (принимаем массу материала 12,5% массы автомобиля, массу запчастей 17% от массы автомобиля) – годовая потребность в материалах и запчастях, кг;
tм=3 – срок хранения материалов и запчастей, мес.;
Площадь склада
где g=2 – допустимая нагрузка на 1м2 площади склада
Kп=0,3 – коэффициент проходов и проездов;
3. Технологическая разработка процесса ТР сцепления автомобиля ГАЗ-3110
3.1 Анализ применения технологических процессов
Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками (при возвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъемных работ.
В целях повышения коэффициента технической готовности парка (и т.п.), ТР стараются по возможности проводить в межсменное время, обычно в вечернее и ночное. Исключение составляют трудоемкие работы по замене крупных агрегатов. Их следует проводить в дневную смену, наиболее благоприятную для работы. К тому же в это время функционирует основной склад и склад агрегатов. Проводят ТР в специально отведенных зонах на подъемниках или осмотровых канавах, преимущественно на постах тупикового типа. Поточный метод при проведении ТР не приемлем ввиду слишком большой разницы как по объему, так и по видам работ в каждом конкретном случае проведения ТР. Для уменьшения простоя автомобиля в ТР все большее распространение находит использование специализированных постов для выполнения конкретных трудоемких работ с использованием соответствующего современного высокопроизводительного оборудования, а также внедрение агрегатного метода ремонта, когда вместо неисправного узла или агрегата сразу же ставят на автомобиль, заранее отремонтированный из оборотного фонда.
3.2 Составление документации технологического процесса
Проектирование технологических процессов выполняют в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД (ГОСТ 2.601-68…ГОСТ 2.605-68) и ЕСКД (ГОСТ 3.1401-74 и ГОСТ 3.1423-75).
Проектирование технологических процессов ТР заключается в составлении карт эскизов, ведомости оснастки, карты типового технологического процесса ТР и ведомости деталей к этому процессу.
Разработку нормы эскизов выполняют по форме 5 (ГОСТ 3.1105-74). Эскиз сборочной единицы или всего изделия выполняют от руки без соблюдения масштаба. При необходимости на карте эскизов справа от изображения или под ним приводят технические требования по ГОСТ 2.316-68. На карте необходимо указать наименование и номер по каталогу сборочной единицы, число листов и номера операций, к которому сделан эскиз.
Разработка карты типового технологического процесса ТР. Карты типовых технологических процессов (КТП) составляют на каждый вид ТР, определяемый характером сложности ТР (ГОСТ 3.115-79, форма 8).
На карте указывают: номер операции (кратный пяти), наименование оборудования с указанием инвентарного номера по действующему классификатору.
3.3 Описание разрабатываемого технологического процесса
Ремонт сцепления и гидропривода. Снятие сцепления необходимо для проведения ремонтных работ. Сцепление можно снять с автомобиля, не снимая двигатель. Для этого автомобиль следует установить на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к сцеплению снизу.
Для снятия сцепления необходимо:
- отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач. Для этого изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель, отвернуть колпак, расположенный на горловине механизма переключения передач, и вытащить рычаг вверх;
- отсоединить оттяжную пружину и трос от промежуточного рычага привода ручного тормоза;
- снять карданный вал, выполняя указания по его снятию, изложенные в разделе «Карданная передача»;
- отсоединить от коробки передач гибкий вал привода спидометра и провод включателя света заднего хода;
- отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру и поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;
- вынуть вилку выключения сцепления; отвернуть болты крепления и снять штампованную нижнюю часть картера сцепления; снять соединительный кронштейн подвески трубы глушителя; отсоединить поперечину задней опоры двигателя от кронштейнов лонжеронов; отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой и подшипником включения сцепления; снять прокладку между картером сцепления и коробкой передач;
- проверить наличие на маховике двигателя, кожухе нажимного диска совмещенных меток «О» и, если они отсутствуют, нанести их; постепенно отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя; вынуть ведомый и ведущий диски сцепления из картера сцепления через нижний люк.
Для снятия гидравлического привода с автомобиля необходимо:
- отсоединить от рабочего цилиндра выключения сцепления трубопровод; слить жидкость из гидравлической системы через отсоединенный конец трубопровода в чистый сосуд, отсоединить и снять рабочий цилиндр выключения сцепления и толкатель рабочего цилиндра; снять оттяжную пружину педали выключения сцепления; отсоединить толкатель главного цилиндра от педали; вынуть две пластмассовые втулки из проушины толкателя; расшплинтовать и отвернуть гайку оси педалей сцепления и тормоза; снять с оси педали сцепления, вынуть две пластмассовые втулки из головки педали; отсоединить от главного цилиндра выключения сцепления трубопроводов и снять трубопровод; отсоединить и снять главный цилиндр выключения сцепления.
Разборка сцепления состоит из разборки ведущего и ведомого диска и разборки главного и рабочего цилиндров.
При разборке главного цилиндра необходимо:
- снять крышку и сетчатый фильтр наполнительного бачка главного цилиндра; вывернуть штуцер крепления бачка к корпусу, снять бачок и прокладку штуцера; снять с корпуса и сдвинуть к проушине толкателя резиновый защитный чехол; вынуть из корпуса главного цилиндра стопорное кольцо упорной шайбы; вынуть из корпуса главного цилиндра упорную шайбу и толкатель; вынуть из корпуса главного цилиндра поршень с уплотнительными манжетами, клапан поршня, возвратную пружину с держателем. Во избежании повреждения уплотнительных манжет для удаления поршня необходимо подвести сжатый воздух в отверстие присоединения трубопровода. Штуцер главного цилиндра с прокладкой при разборке отвертывать не следует, если на автомобиле не наблюдалось подтекания через него рабочей жидкости.
При разборке рабочего цилиндра необходимо:
- отсоединить от рабочего цилиндра резиновый защитный чехол и вынуть толкатель вместе с чехлом; снять чехол с толкателя; вынуть из корпуса рабочего цилиндра стопорное кольцо; вынуть поршень с уплотнительной манжетой из рабочего цилиндра. Во избежании повреждения поршня и манжеты необходимо подвести сжатый воздух в отверстие присоединения трубопровода; снять с поршня уплотнительную манжету; вынуть из цилиндра пружину; вывернуть из рабочего цилиндра клапан прокачки; снять с клапана резиновый защитный колпачок.
Сборка гидравлического привода выключения сцепления выполняется в порядке обратном разборке. Пред сборкой зеркало цилиндров должно быть смазано касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью.
При сборке главного цилиндра необходимо убедиться, что возвратная пружина уверенно возвращает поршень в исходное положение. Далее следует проверить при помощи мягкой проволоки диаметром 0,3…0,5мм, не перекрывает ли манжета компенсационное отверстие. Использование главного цилиндра с перекрытым компенсационным отверстием совершенно невозможно.
При сборе рабочего цилиндра убедится, что пружина уверенно перемещает поршень в цилиндре.
Причина неисправности – неполное выключение сцепления. Сцепление «ведет» (не включается или включается с трудом передача переднего хода, передача заднего хода включается с треском).
Наличие воздуха в системе гидравлического привода – прокачать систему гидравлического привода сцепления, убедиться, что перемещение конца вилки не менее 14 мм.
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала – устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы).
Коробление ведомого диска – заменить ведомый диск или провести его правку.
Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения сцепления – отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления.
Ослабление нажимных пружин – заменить пружины новыми с проверенной нагрузкой.
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска – заменить ведомый диск или фрикционные накладки. При небольшом замасливании промыть поверхность накладок керосином и зачистить шкуркой.
3.4 Расчет норм времени на выполнение операций
Проведем расчет времени на примере операции слива масла; для остальных операций расчет производится аналогично.
Определяем оперативное время по формуле с. 42[6]
где Тосн – основное время, мин;
Твс – вспомогательное время, мин.
находим дополнительное время по формуле с. 50[6]
Вычисляем штучное время по формуле с. 58[6]
определяем норму времени по формуле с. 70[6]
где Тш1, Тш2, Тшп2, Тпз1, Тпз2, Тпз3, Тпзn – штучное и подготовительное время – заключительное время выполняемых операций, мин;
N – количество операций
4. Безопасность жизнедеятельности на производстве
4.1. Организация работ по созданию здоровых и безопасных условий труда
Здоровье и безопасность условий труда зависит от своевременного прохождения инструктажа по охране труда (ОТ ) и техники безопасности (ТБ ).
При поступлении на предприятие с рабочим проводится вводный инструктаж. В нем описываются все особенности предприятия, в том числе и те, которые представляют опасность. Производится запись в журнале, когда и кому был проведен вводный инструктаж и проинструктированный ставит свою подпись в отчетном журнале о том, что проинструктирован.