2.2 Объекты системы нефтепродуктообеспечения сельскохозяйственных предприятий
К стационарным инженерным объектам системы нефтепродуктообеспечения, функционирующим непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, относятся нефтесклады и заправочные пункты.
Нефтесклад и заправочный пункт имеют в своем составе заправочные посты, оснащенные оборудованием для заправки машин. Обычно заправочные посты, расположенные на нефтескладе, осуществляют заправку техники как автомобильным, так и дизельным топливом, а заправочные посты заправочных пунктов отделений, бригад и других подразделений осуществляют заправку сельскохозяйственных машин в основном дизельным топливом.
Кроме стационарных инженерных объектов, в состав нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия входят технические средства, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов (автомобильные цистерны, прицепы-цистерны, автопоезда)
Нефтесклады сельскохозяйственных предприятий сооружаются, как правило, на центральной усадьбе хозяйства. Оборудование и сооружения нефтесклада должны обеспечивать выполнение следующих операций:
• прием нефтепродуктов, доставляемых с распределительных нефтебаз системы нефтеснабжения;
• хранение нефтепродуктов в объемах, обеспечивающих бесперебойную работу машинно-тракторного парка и других потребителей;
• отпуск нефтепродуктов в автомобильные цистерны для доставки их на заправочные пункты отделений;
• отпуск нефтепродуктов в механизированные заправочные ацетаты для заправки сельскохозяйственной техники в полевых условиях;
• отпуск нефтепродуктов на хозяйственные нужды и техническое обслуживание техники;
• заправку автомобилей и тракторов на стационарном заправочном пункте нефтесклада.
Нефтесклады должны иметь следующие сооружения и оборудование: -
• резервуары для хранения нефтепродуктов;
• крытые хранилища или навесы для хранения нефтепродуктов, поступающих в таре (бочках, бидонах, банках и т. п.);
• средства перекачки жидких нефтепродуктов;
• устройства для слива и налива автомобильных цистерн;
• средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
• средства заправки автомобилей и тракторов топливом и смазочными материалами;
• средства расфасовки и выдачи смазочных масел; противопожарное оборудование и инвентарь;
• оборудование, обеспечивающее соблюдение требований пожарной безопасности и охраны труда;
• оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды.
Для сельского хозяйства разработаны типовые проекты нефтескладов различной вместимости (Приложение 7).
В состав типовых проектов нефтескладов входят:
• резервуарный парк с наземной или заглубленной установкой резервуаров;
• операторская с маслораздаточной;
• хранилище для масел и смазок в таре (может быть совмещено с операторской);
• пожарный сарай и пожарный резервуар для воды вместимостью 100 м (на нефтескладе вместимостью 1200 м - пожарный водоем объемом 250 м).
Для определения требуемой вместимости резервуарного парка нефтесклада при выборе типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции существующего объекта необходимо знать потребность с.-х. предприятия в нефтепродуктах.
Заправочные пункты нефтескладов обеспечивают прием с нефтесклада и выдачу всего ассортимента топлива и масел в байт машин, в бочки и другую тару.
Заправочные пункты отделений (бригад) сооружаются, как правило, но индивидуальным проектам в соответствии с конкретными требованиями, определяемыми количеством заправляемых машин, периодичностью доставки нефтепродуктов на заправочный пункт, удаленностью от источника снабжения нефтепродуктами (центрального нефтесклада, распределительной нефтебазы и т. п.). На таких пунктах осуществляется приём дизельного топлива из автомобильных цистерн и других транспортных средств, выдача топлива, масел и смазок для заправки техники и для налива в тару, а также отпуск дизельного топлива в механизированные заправочные агрегаты и другие подвижные средства заправки. С целью осуществления этих операций заправочные Пункты укомплектовывают наземными или заглубленными резервуарами, топливораздаточными колонками, маслораздаточными устройствами и оборудованием для налива подвижных средств заправки, а также хранилищем для расфасовки масел и смазок. Кроме того, заправочный пункт должен быть обеспечен средствами пожаротушения и оборудован устройствами для предотвращения загрязнения окружающей среды.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЯ В НЕФТЕПРОДУКТАХ
3.1 Расчет потребности в дизельном топливе
В общем случае расход дизельного топлива планируется по основным видам работ, к которым относятся:
• производство продукции растениеводства;
• производство продукции животноводства;
• транспортные работы;
• ремонт и техническое обслуживание машинно-тракторного парка;
• прочие технологические и хозяйственные нужды.
Таким образом, общая потребность в дизельном топливе для обеспечения сельскохозяйственных работ составляет:
(1)
Где Q - годовая потребность в нефтепродукте данного вида для производства продукции растениеводства, кг (т); Q - годовая потребность в нефтепродукте для производства продукции животноводства, кг (т);Q - годовая потребность в нефтепродукте для транспортных автомобильных работ, кг (т); - годовая потребность в нефтепродукте для технического обслуживания и ремонта автомобилей и сельскохозяйственных машин, кг (т); годовая потребность в нефтепродукте на прочие нужды.
Потребность в дизельном топливе, но основным видам работ в растениеводстве в соответствии с технологическими картами определяется по формуле:
(2)
кг
где Fi - площадь, запланированная для возделывания сельскохозяйственной культуры, га; qp - норма расхода дизельного топлива на один физический гектар площади посева при производстве продукции растениеводства, кг/га (приложение 3);.
Потребность в дизельном топливе по основным видам работ в соответствии с технологическими картами в животноводстве определяется по формуле:
(3)
кг
где Ni - количество животных i-гo вида, планируемых для получения товарной продукции, гол; qж - норма расхода нефтепродукта на одну голову животного при производстве продукции животноводства, кг/гол (для ориентировочных расчетов qж=90 кг/гол);
Расход дизельного топлива на транспортные работы для автомобилей равен 0, т. к. применяется бензин.
Потребность в дизельном топливе на техническое обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка Q составляет 0,7 % от расхода на их эксплуатацию:
кг
При определении годового расхода топлива на полевые работы следует предусмотреть дополнительный расход на прочие нужды, Q (в процентном отношении к потребности на полевые работы), не учитываемый в нормах расхода топлива на физический гектар: на ежедневные переезды в начале и в конце смены к месту работы и обратно к месту стоянки - 3 %; длительные разовые переезды - 1 %; комплектование агрегатов - 0,2 %; подготовка полей к работе - 1 %; дополнительный расход, связанный с изменением эксплуатационных свойств тракторов и машин, снижением их надежности и т. д. - 2,5 %. Итого 7,7 %:
кг
Результаты расчетов определения потребности в дизельном топливе записывают в виде таблицы 1. Норма годовой потребности топлива по месяцам в процентах приведена в приложении 4.
Таблица 1 - Расход дизельного топлива техникой подразделения
№
Расход топлива по месяцам
Расход
топлива
п./п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
за год, (кг)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
5632
5632
8448
16895
28159
33791
39423
50686
47870
28159
11264
5632
281590,6
Используя расчетные данные представленные в таблице 1, строят график расхода топлива. По оси ординат откладывают расход топлива, а по оси абсцисс - календарные дни (1 ...365). Затем строят гистограмму месячного расхода топлива (ступенчатый график). Высота каждой ступени должна соответствовать расходу топлива в месяц или в сутки.
Суточный расход топлива по месяцам определяют по формуле
где Qmi - расход топлива в i-ом месяце; mj - количество календарных дней в i-ом месяце.
1. кг
2. кг
3. кг
4. кг