Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации ,государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства ,его субъектов и исполнительных органов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных и краткосрочных планов и программ
Стратегическое планирование- ключевая, определяющая функция управления, состоящая в предопределении будущего, построении активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) в долгосрочной перспективе.1
Содержанием стратегического планирования являются его процедуры[2]: прогнозирование программирование ,проектирование развития национальной экономики[3]
Роль стратегического планирования в жизни общества определяется положением ,которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления-планирования,занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений ,представляющей сбой предопределение будущего ,построения модели будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений в форме прогнозов ,проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Ø распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
Ø адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);
Ø внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
Ø осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
Ø разработка общих целей;
Ø определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
Ø определение путей и средств их достижения;
Ø контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Формы стратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловлено многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе управления экономического развития общества .В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе ,быстрым изменениям конъюнктуры на рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического планирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты, планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную ,всесторонне обоснованную политику.
Стратегия организации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации ,а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. это одновременно перспектива развития и образец ,модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе ценностей , в особенностях мотивации и контроля персонала.
Термин « стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века .При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением ,за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.
Для отечественной практики методы стратегического управления настолько новы, насколько и хороши знакомы, - всё зависит от подхода. С одной стороны ,пятилетние планы ,долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практике прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования ,адекватные рыночные условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий.В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.
1.3 Общая характеристика стратегического планирования развития города и региона
Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможности успеха. Среди них- методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона –это систематический процесс ,с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:
Ø согласование групповых интересов внутри сообщества;
Ø инвентаризацию реальных ресурсов ,ограничений и благоприятных факторов;
Ø определение реально осуществимых задач и целей;
Ø формирование программ и планов действий.
В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается ,планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти ,представителей частного бизнеса и государственных предприятий,общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления.
Стратегический план-документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Он концентрируется на перспективах региона(города)и в каждой сфере должен выявлять главные ,ключевые факторы. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона(города) областях.
Стратегический план не является чисто административным документом. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественной организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками ,влияющими на развитие региона (города) ,с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех ,показывает перспективу и бизнесу, и властям ,и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.
Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона (города) снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона(города) и его администрации.
Каждый город и регион ,сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по- своему. Однако ,общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня :как повысит уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем.
Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий ,обеспечивающих достойную жизнь человека, высокий уровень и качество жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности ,степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому, в первую, планируется именно экономическое развитие .Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:
Ø привлечение в регион новых производств;
Ø обновление структуры производства;
Ø развитие имеющихся производств и, прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;
Ø создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Планы стратегического развития региона(города) могу принимать форму программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений .