Сбор рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.
3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.
Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.
В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.
Показатели |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Темпы роста ВВП, % |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
106 |
104,1 |
104,7 |
105,6 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % |
32,1 |
28,5 |
31,2 |
30,4 |
32,0 |
31,8 |
30,2 |
28,2 |
29,4 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
39,7 |
40,7 |
Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП |
4,6 |
7,6 |
1,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
1,5 |
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,3 |
40,6 |
42,2 |
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Налоги и отчисления с ФОТ |
52,1 |
52,3 |
50,3 |
49,1 |
49,4 |
Чрезвычайный налог |
3,0 |
2,7 |
2,8 |
0,0 |
0,0 |
Отчисления в фонд занятости |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
Единый платеж от ФОТ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
3,8 |
Подоходный налог |
11,9 |
10,2 |
10,6 |
9,9 |
9,7 |
Отчисления на содержание ДДУ |
2,2 |
2,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ФСЗН |
33,9 |
35,8 |
35,9 |
35,5 |
35,9 |
Источник: [1,c.37]
Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.
С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.
показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Доходы гос.бюджета |
3,6 |
6,5 |
36,2 |
51,3 |
11,3 |
239,5 |
1054,9 |
3179,3 |
5728,7 |
8204 |
12168 |
Налоговые поступления |
3,2 |
5,7 |
28,6 |
39 |
85,9 |
205,3 |
923,7 |
2898,5 |
5113,2 |
7219,1 |
10544 |
в % к доходам бюджета |
88,5 |
87,1 |
78,9 |
76,0 |
77,2 |
85,7 |
87,6 |
91,2 |
89,3 |
88,0 |
86,7 |
В том числе |
|
||||||||||
Косвенные налоги |
1,5 |
2,6 |
13,3 |
20,8 |
48,2 |
119,5 |
577,9 |
1862,6 |
3201,9 |
4553,4 |
6658,1 |
в % к доходам бюджета |
42,2 |
40,2 |
36,8 |
40,6 |
43,3 |
49,9 |
54,8 |
58,6 |
55,9 |
55,5 |
54,7 |
Прямые налоги |
1,4 |
2,6 |
12,3 |
13,6 |
31,1 |
66,6 |
269,5 |
887,1 |
1609,2 |
2150,8 |
3033,6 |
в % к доходам бюджета |
37,8 |
40,0 |
34,0 |
26,5 |
28,0 |
27,8 |
25,6 |
27,9 |
28,1 |
26,2 |
24,9 |
Смешанные налоги |
0,3 |
0,5 |
3 |
4,6 |
6,6 |
19,2 |
76,3 |
148,8 |
302,1 |
514,9 |
852,2 |
в % к доходам бюджета |
8,5 |
7,7 |
8,3 |
8,9 |
5,9 |
8,0 |
7,2 |
4,7 |
5,3 |
6,3 |
7,0 |