Пути усовершенствования налогообложения в РБ

Сбор рассчитывается как:

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.

3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.

Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет  существование  значительного числа  косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые  в полной мере  не решают  задачу  формирования  доходной части  бюджета  и финансирования программ социального развития.

В течение последних лет  происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему  остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы роста ВВП, %

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

106

104,1

104,7

105,6

Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), %

32,1

28,5

31,2

30,4

32,0

31,8

30,2

28,2

29,4

Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,7

40,7

Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП

4,6

7,6

1,3

0,5

0,3

0,5

0,8

0,9

1,5

Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,3

40,6

42,2

Источник: [11,c.33 ]

Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.  Динамика их изменений за предшествующие годы  представлена в Таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

Налоги и отчисления с ФОТ

52,1

52,3

50,3

49,1

49,4

Чрезвычайный налог

3,0

2,7

2,8

0,0

0,0

Отчисления в фонд занятости

1,1

1,0

1,0

0,0

0,0

Единый платеж от ФОТ

0,0

0,0

0,0

3,6

3,8

Подоходный налог

11,9

10,2

10,6

9,9

9,7

Отчисления на содержание ДДУ

2,2

2,7

0,0

0,0

0,0

ФСЗН

33,9

35,8

35,9

35,5

35,9

Источник: [1,c.37]


Как свидетельствуют данные  таблицы,  за счет прямых налогов  от ФОТ  формируется  около 13% доходов консолидированного  бюджета  и практически  весь внебюджетный  фонд  социальной защиты населения.  Наибольший удельный вес  в структуре платежей от ФОТ  они составляют около 75%. Доля подоходного налога  занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить,  что за анализируемый период  наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что  отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же  провоцирует  сокрытие объекта налогообложения.

С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется  и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3.


Таблица 3.3.

Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.

показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Доходы гос.бюджета

3,6

6,5

36,2

51,3

11,3

239,5

1054,9

3179,3

5728,7

8204

12168

Налоговые поступления

3,2

5,7

28,6

39

85,9

205,3

923,7

2898,5

5113,2

7219,1

10544

в % к доходам бюджета

88,5

87,1

78,9

76,0

77,2

85,7

87,6

91,2

89,3

88,0

86,7

В том числе


Косвенные налоги

1,5

2,6

13,3

20,8

48,2

119,5

577,9

1862,6

3201,9

4553,4

6658,1

в % к доходам бюджета

42,2

40,2

36,8

40,6

43,3

49,9

54,8

58,6

55,9

55,5

54,7

Прямые налоги

1,4

2,6

12,3

13,6

31,1

66,6

269,5

887,1

1609,2

2150,8

3033,6

в % к доходам бюджета

37,8

40,0

34,0

26,5

28,0

27,8

25,6

27,9

28,1

26,2

24,9

Смешанные налоги

0,3

0,5

3

4,6

6,6

19,2

76,3

148,8

302,1

514,9

852,2

в % к доходам бюджета

8,5

7,7

8,3

8,9

5,9

8,0

7,2

4,7

5,3

6,3

7,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать