Пути усовершенствования налогообложения в РБ

Источник: [12,c.43]


Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений  позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях  сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики.  Тем не менее  на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

 

3.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.

 

Применяемая в республике налоговая  система имеет общепризнанный набор  налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в  Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.

Формирование равной  налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36]

Основное направление совершенствования налоговой  системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их ведения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой  политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части функционирования государственных целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую  нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации.

Один из вариантов налогового реформирования предполагает:

ü                Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке,

ü                Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,

ü                Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,

ü                Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]

Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:

Таблица 3.4.

Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования

показатели

в % к ВВП при действующей налоговой системе

в % к ВВП при варианте реформирования

отклонение


НДС

8,5

5,4

-3,1


Акцизы

2,3

2,0

-0,3

Отчисления в целевые фонды

6,5

-

-6,5


ФСЗ

11,4

8,3

-3,1


Налог на прибыль

4,0

4,2

+0,2


  Подоходный налог

3,4

3,5

+0,1


Прочие

3,6

5,0

+1,4

Общая сумма всех платежей

39,7

28,4

-11,3

Источник: [11,c.35]

Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6]

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования  налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее  актуальных для реального сектора экономики задач:

· Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,

·  Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,

· уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование,

· снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения,

·  максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]

Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:

ü         практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,

ü         налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,

ü         доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,

ü         регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти,

ü         роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.

2.                 Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.

3.                 Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 – 544с.

4.                 Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12, с.31-33.

5.                 Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2, с.22-26.

6.                 Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.

7.                 Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30.

8.                 Змачинская Г.Н.  Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.

9.                 Иванова И. Налогообложение //Консультант – 2005 - №7, с.51-55.

10.            Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2004.

11.            Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36.

12.            Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 – 2004, с.42-45.

13.            Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.

14.            Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33.

15.            Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.

16.            Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2005.

17.            О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.

18.            О  концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2003 - №7-8.

19.            Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.

20.            Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003, с.41-86.

21.            Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 - №1, с.21-30.

22.            Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 - №3, с.65-67.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать