Глава 4. Финансовый план
4.1. Цели и функции финансового плана
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств авиапредприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.
Значение финансового плана на авиапредприятиях заключается в том, что он:
ü содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
ü дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
ü служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бюджет является инструментом, как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности авиапредприятия в будущем.
Цели планирования могут быть различны.
Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от величины авиапредприятия.
4.2. Организация финансового планирования
Организация планирования зависит от величины авиапредприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства услуг, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства услуг и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению планов: по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство авиапредприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) авиапредприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции.
Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений авиапредприятия.
4.3. Структура финансового плана и стратегия финансирования
Финансовый план авиапредприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов:
ü Стратегия финансирования
ü План доходов и расходов.
ü Баланс денежных поступлений и выплат.
ü План по источникам и использованию средств.
ü Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.
ü Анализ безубыточности.
Финансирование авиапредприятия - основополагающий элемент для достижения успеха в деле.
Каждое авиапредприятие должно планироваться с четким и ясным пониманием того, какие вложения потребуются для того, чтобы начать операцию, какие дополнительные средства будут нужны для поддержания уже начатого. И где могут быть взяты деньги.
Сумма, требуемая для того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи оставления списка активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости. Цель следующей ступени в проведении планирования - гарантировать наличие средств для обеспечения трех основных ситуаций в бизнесе:
ü В случае открытия нового дела наличие достаточного капитала для покрытия издержек на развитие.
ü Наличие достаточного размера оборотных фондов для покрытия расходов в первые месяцы, когда поток наличности лимитирован.
ü Наличие достаточного резервного капитала для покрытия внеплановых издержек, которые часто имеют место на начальном этапе. Рекомендуемая сумма обычно составляет 10-15% от начальной стоимости или стоимости покупки оборудования.
Необходимо изложить план получения средств для осуществления проекта. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
ü Сколько вообще нужно средств для реализации проекта?
ü Откуда получить эти деньги, в какой форме?
ü Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств, получения дохода на них инвесторами?
Основные этапы подготовки бюджета:
ü Подготовка прогноза продаж.
ü Определение ожидаемого объема производства.
ü Расчет производственных затрат и эксплутационных расходов.
ü Определение движения денежных средств и других финансовых показателей.
ü Составление планируемых финансовых отчетов.
Задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.
Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.
Авиапредприятие осуществляет свою деятельность в сезонной отрасли, и, так как инвесторы могут потребовать наличных выплат раньше, чем новый проект начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия правильных решений.
Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.
Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические сроки, например, при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.
Планирование потребности в оборотном капитале. На авиапредприятии необходимо проводить планирование использования как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты услуги потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития авиапредприятия срок эксплуатации самолетов истекает, изменяются технологии, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Если предприятие хочет завоевать новые рынки, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование прямых затрат на производство авиаперевозок, авиаработ и услуг. Должна быть составлена смета прямых затрат, исходя из планируемых потребностей производства. При этом предприятие должно учитывать внешние условия, внутрипроизводственные факторы и то, насколько оно управляет контролируемыми факторами.
Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17