Развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет

Для наглядности изменение пульса отражают графически – в виде кривой. По вертикали отсчитывают пульсовые удары в минуту, по горизонтали дату изменения. Для определения воздействия физических нагрузок на организм каждому необходимо знать свой нормальный утренний и вечерний пульс. Нормальный пульс определяется подсчётом его в течение трех дней подряд при обычной трудовой деятельности и одинаковых условиях в дни свободные от тренировок.

Таким образом, руководствуясь показателями пульсовых кривых, тренер очень легко может осуществлять планомерное систематическое развитие будущего спортсмена. При наблюдении за своими учениками тренер должен учитывать и воздействия на них не только физических упражнений, но и окружающей среды, особенно при развитии такого физического качества, как выносливость.

Окружающая обстановка может положительно влиять на занимающихся и наоборот, отрицательно сказываться на их здоровье и спортивных результатах. Например, высокая температура воздуха (свыше 20оС) учащает работу сердца и ведёт к более быстрому израсходованию сил организма, к более быстрой потере работоспособности. Охлаждение во время занятий в ряде случаев снижает двигательную активность и уменьшает способность к усвоению спортивно-технических навыков, тормозит развитие выносливости.

Тренеру юных лыжников-гонщиков, помимо проверки санитарных условий, спортивного инвентаря, а также костюмов занимающихся, надо следить и за температурой, движением, влажностью воздуха и др., что обязательно при воспитании выносливости у юных спортсменов.

Исследования показали, что самая благоприятная относительная влажность воздуха для работы с детьми – 50-60%. При её увеличении до 90-100% понижается частота дыхания, учащается пульс, повышается АД и наполнение поверхностных сосудов, что негативно может повлиять на организм занимающегося.

Установлено также влияние на организм скорости движения воздуха. Так при температуре +6,6оС состояние на ветру увеличивает частоту сокращений сердца до 87, а при переходе в защищённое от ветра укрытие пульс сразу снижается до 77 ударов в минуту. [10]

Занятия в зимних условиях, в межсезонье при низкой температуре, большой влажности и ветре проводятся с ограничением времени и с перерывами между отдельными упражнениями. Существуют временные нормы температуры воздуха, при которых возможно проведение зимних спортивных мероприятий. В них огромное значение уделяется возрастному аспекту.

Поскольку мы рассматриваем в этой работе подготовку юных лыжников-гонщиков 13-14 лет, то и наведём примеры из утверждённых норм согласно этой возрастной группе (Таблица 7). [10]

Наведённые примеры ещё раз свидетельствуют о том, что необходимо учитывать все факторы, в том числе и факторы окружающей среды, при проведении учебно-тренировочных занятий, соревнований юных лыжников-гонщиков.

Все затронутые нами в этой главе вопросы имеют непосредственное отношение к контролю за развитием выносливости у подростков 13-14 лет. В заключение следует лишь подчеркнуть, что отводя развитию выносливости заслуженно большое место в лыжном спорте, нужно разумно и целесообразно планировать тренировку и, что самое главное вести постоянное наблюдение за юным лыжником-гонщиком, состоянием его здоровья при развитии этого физического качества.


Граничные нормы для занятий на лыжах


Участники спортивных мероприятий

Температура воздуха и состояние ветра

Дым поднимается прямо или слегка отклоняется. Деревья спокойны. Снег падает тихо.

Дым отклоняется по направлению ветра. Мелкие ветки деревьев колышутся. Снег сдувается с крыш, метёт по земле.

Дым прибивает к земле. Деревья резко качаются. Снег бьёт в лицо и затрудняет дыхание, ходьбу.

Ветер ломает сучья деревьев. Слабые деревья вырывает с корнем. В поле буран.

Дети 12-13 лет

-12оС

-8оС

-5оС

Занятия только на закрытых стадионах (до 30 мин).

Занятия не проводятся.

Дети 14-15 лет

-15оС

-12оС

-8оС

Занятия на закрытых стадионах и вблизи жилищ (до 30 мин).

Занятия не проводятся.


Выводы.


1.                 Организм 13-14 летних подростков недостаточно приспособлен для максимального развития общей и специальной выносливости, что связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата в этом возрасте и с тем, что работа по развитию выносливости является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста;

2.                 Серьёзная специальная работа по развитию выносливости у лыжников-гонщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с лыжниками-гонщиками 13-14 лет;

3.                 При планировании подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы оказывающие «жёсткое» воздействие на организм (например, интервальный метод);

4.                 Контролируя процесс развития выносливости у подростков занимающихся лыжными гонками, необходимо учитывать степень влияния прерываемых и непрерывных методов тренировки, различного рода факторов на функциональную и спортивную подготовку юных спортсменов, чтобы не привести к перетренированности и переутомлению детский организм, не нанести вред здоровью занимающегося;

5.                 В общей и специальной подготовке юных лыжников-гонщиков 13-14 лет необходимо учитывать как итоговые, так и промежуточные контрольные нормативы, с помощью которых определяется специальная подготовленность юных спортсменов.


Практические рекомендации.


1.                 Во время планирования тренировок юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на год целесообразно учитывать градиент биологического развития организма;

2.                 При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития выносливости у юных лыжников-гонщиков, что позволяет успешно проводить физическую подготовку в целом в лыжных гонках и добиваться высоких результатов в будущем;

6.                 Для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков обучение технике передвижения на лыжах целесообразно проводить на разной скорости, в том числе и на соревновательной и на местности с различным рельефом;

7.                 При планировании объёма тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовленности;

8.                 Выбирая методы развития выносливости юных лыжников-гонщиков 13-14 лет, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки, продолжительность выполнения физической нагрузки, продолжительность отдыха между нагрузками, характер выполнения упражнений, количество повторений упражнений, состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия;



Список литературы.


1.                 Аграновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 368с.

2.                 Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. – Харьков.: «Основа», 1993. – 244с.

3.                 Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С.28-38.

4.                 Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972. – С.14-19.

5.                 Бутин И.М. Лыжный спорт. – М.: Просвещение, 1973. – 333с.

6.                 Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977. №3 – 27с.

7.                 Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – Киев.: Радянська школа, 1980. – С.103-107.

8.                 Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоров’я, 1984. – С.19-23.

9.                 Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. – Киев.: Здоров’я, 1981. – С.21-26.

10.             Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1958. – 163с.

11.             Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С.28-39.

12.             Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки //На лыжне//. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С.155-158.

13.             Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. – Учебник для техникумов физической культуры. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 287с.

14.             Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. – М.: Физическая культура в школе, 1975. – №1. – С.7-9.

15.             Манжов В.Л. Современная методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.5-8.

16.             Матвеев Л.Л. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 24с.

17.             Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С.92-96.

18.             Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена. – Киев.: Здоров’я, 1990. – 200с.

19.             Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой/. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 18с.

20.             Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев.: Вища школа, 1984. – 352с.

21.             Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена: Навч. посібник. – Киев.: Олімпійська література, 1995. – С.320-323.

22.             Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз, 1979. – С.28-36.

23.             Фомин С.К. Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. – Киев.: Рад. шк., 1988. – 176с.

24.             Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 128с.

25.             Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255с.

26.             Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962. – С.11-21.

27.             Шварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С.150-154.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать