Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива». [25] – писал И.М.Сеченов об этом возрасте.
Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.
Для работы над развитием у подростков такого физического качества как выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития – длина и масса тела, обхват грудной клетки – находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения:
- длина тела;
- масса тела;
- обхват грудной клетки;
Оценочные таблицы физического развития должны составляться по возрастно-половому принципу. Каждая оценочная таблица для детей определённого пола и возраста включает средние арифметические величины (М), роста, веса, окружности грудной клетки, среднее квадратическое отклонение (сигму) для роста, частную сигму (R) и коефициент регрессии (Rx/y) для веса и окружности грудной клетки. [7] (таблица №1.)
В таблице 1 слева отмечены границы сигмальных отклонений величины роста от средней арифметической (М)в пределах М+1(средние величины), от М+1 до М+2 (выше среднего), от М+2 и выше (высокие), от М-1 до М-2 (ниже среднего), от М-2 и ниже (низкие). Учитывая пол и возраст ребёнка, по соответствующей таблице устанавливают, к какой группе по росту он относится: ниже среднего, средний, выше среднего.
В столбцах рядом находят показатели массы тела и окружности грудной клетки для данного роста и сравнивают их с теми, которые имеет обследуемый ребёнок (подросток).
Таблица 1
Оценка физического развития подростков 13-летнего возраста
Уровни физического развития в пределах сигмальных отклонений |
Рост тела (см) |
Масса тела (кг) |
Окружность грудной клетки (см) |
|||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
Ниже среднего (от М-1 до М-2) |
139,0 140,0 141,0 142,0 143,0 144,0 145,0 146,0 |
- 141,0 142,0 143,0 144,0 145,0 146,0 147,0 |
30,9 31,8 32,7 33,5 34,4 35,2 36,1 37,0 |
36,9 36,6 - 38,4 39,0 39,9 39,9 40,7 |
66,1 66,6 67,1 67,6 68,2 68,7 69,2 69,7 |
69,4 69,8 70,2 - 70,6 71,0 71,4 71,7 |
Средние величины роста (от М1) |
147,0 148,0 149,0 150,0 151,0 152,0 153,0 154,0 155,0 156,0 157,0 158,0 159,0 160,0 161,0 162,0 163,0 |
148,0 149,0 150,0 151,0 152,0 153,0 154,0 155,0 156,0 157,0 158,0 159,0 160,0 161,0 - - - |
37,8 38,7 39,5 40,4 41,3 42,1 43,0 43,8 44,7 45,6 46,4 47,3 48,1 49,9 51,6 - - |
42,2 43,0 43,8 44,6 45,3 41,6 41,9 46,9 47,6 48,4 49,2 - - 50,7 51,5 52,3 - |
70,2 70,7 71,2 71,7 72,2 73,3 73,8 74,3 74,8 75,3 75,8 76,3 76,8 77,3 78,4 - - |
72,1 72,5 72,9 73,3 73,7 74,1 74,5 74,9 - 75,3 75,6 75,6 - 76,0 76,4 77,2 - |
Выше среднего (от М+1 до М+2) |
164,0 165,0 166,0 167,0 168,0 169,0 170,0 171,0 |
162,0 163,0 164,0 165,0 166,0 - 167,0 168,0 |
52,4 53,3 54,2 55,0 55,9 56,7 57,6 58,5 |
53,0 53,8 54,6 55,3 - 56,1 56,9 57,6 |
78,9 79,4 80,4 80,9 - 81,4 82,9 |
77,6 78,6 78,4 78,8 - 79,2 79,5 79,9 |
От большего веса отнимают меньший и ставят знак большего. Следовательно, если ребёнок весит больше, чем он должен весить при данном росте, ставится знак «+», если меньше – «-». Полученную разницу делят на частную сигму для веса R (внизу столбца веса) и определяют, на сколько частных сигм масса обследованного ребёнка больше или меньше (в зависимости от того, какой знак стоял при вычитании) по отношению к той, которую он должен был бы иметь для данного роста. Если полученная величина находится в пределах 1, то масса средняя, от -1R до +2R – выше среднего, от -R до -2R – ниже среднего, от +2R и выше – высокая, от -2R и ниже – низкая. Аналогичные вычисления проводятся и для окружности грудной клетки в паузе.
Приведём пример. Мальчик (13 лет) имеет рост 155 см, массу тела – 41,5 кг, окружность грудной клетки в паузе – 72,1 см. По таблице устанавливаем, что для подростка 13 лет (мальчика) рост 155 см находится в пределах 1, то есть является средним. Масса тела для такого роста соответствует 44,7 кг, окружность грудной клетки – 74,3 см. Частная сигма (R) для веса равна 5,90 кг, для окружности грудной клетки – 6,05 см.
41,5 кг 72,1 см
44,7 кг 74,3 см
-3,2 кг -2,2 см
-3,2 кг : 5,2 кг – 0,54; -2,2 см : 6,05 см – 0,36
Так как оба числа, полученных нами находятся в пределах одной частной сигмы (-0,54 меньше R для веса, а –0,36 меньше R для окружности грудной клетки подростка), то масса тела и окружность грудной клетки его, как и его рост, являются средними, то есть его физическое развитие является гармоничным.
Однако возможны и другие варианты, при которых рост ребёнка (подростка) будет выше или ниже среднего, а вес или окружность грудной клетки не будут соответствовать росту. Поэтому целесообразно применять максимально простую и чёткую схему индивидуальной оценки физического развития. [7] Согласно этой схеме, дети по уровню физического развития относятся к одной из 4-х групп:
1. Дети с хорошим физическим развитием, то есть со средними, выше среднего, высокими и ниже среднего показателями роста при средних и выше среднего показателях массы тела и окружности грудной клетки;
2. Дети с чрезмерным физическим развитием, т.е. с теми же показателями роста, что и в первой группе, но при высоких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, (с показателями роста ниже);
3. Дети с физическим развитием ниже среднего, то есть со средними, выше среднего и высокими показателями роста при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего;
4. Дети с низким физическим развитием, то есть с высокими, выше среднего и средними показателями роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, с показателями роста ниже среднего при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего и низких; с низкими показателями роста.
Изучение такого сложного объекта, как развивающаяся личность, требует глубоких теоретических знаний и практического опыта. Вот почему мы так детально остановились на этом вопросе. Ведь именно такой опыт помогает укреплять здоровье подростков, развивать в них необходимые физические качества, одним из которых и является выносливость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11