Рефлексия как механизм формирования критического мышления: история становления и реализации в област...
РЕФЕРАТ
для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки
(История методики преподавания иностранного языка)
Тема: «Рефлексия как механизм формирования критического
мышления: история становления и реализации в области методики
обучения иностранным языкам»
Выполнила: соискатель
кафедры английского языка СГУ
Носырева С.Г.
Проверила: доктор педагогических наук, профессор Ломтева Т.Н
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение____________________________________________3
II. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности __________________________________ 4
III. Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности__________________________________________22
IV. Подходы к технологии формирования критического мышление в обучении иностранным языкам___________________________29
V. Заключение____________________________________________34
I. Введение
В течение многих десятилетий ученые – психологи, философы, педагоги исследуют проблему рефлексии и ее места в структуре творческого мышления, саморазвития и самопознания личности – изучение собственных психических, физических, нравственных и творческих особенностей. С одной стороны, понятие о рефлексии помогает определить сущность теоретического мышления, диагностику уровней его развития и формирования действий контроля и оценки. С другой стороны, изучение рефлексии как компонента творческого мышления позволяет выделить интеллектуальную и личностную рефлексию, взаимосвязь интеллектуального и личностного в психике человека.
Наряду с рассмотрением рефлексии как принципа психического развития, она используется как механизм сознания и компонент мышления – высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем. (Новая философская энциклопедия, 2001: 626)
Современному обществу, а значит, и современному образованию, необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.
Технология формирования критического мышления, включающая в себя и стадию рефлексии, получает все большее распространение в обучающей деятельности и нацелено на развитие аналитического подхода к любому предмету, любому материалу, на постановку проблемы и творческий поиск ее решения.
II. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности
Проблема психологических механизмов рефлексии в функционировании творческой личности изучается в контексте исследования продуктивности мышления, служащего необходимым условием для творческого процесса.
Результатом творчества как мыслительного процесса являются новые способы решения проблемной ситуации. Вместе с тем мыслительный процесс представляется как движение мысли по следующим уровням: личностному; рефлексивному; предметному и операциональному.
Рефлексия
доминирует среди других уровневых компонентов и играет ведущую роль в реализации
личностной стороны творческого процесса. Рефлексия является
источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом
мышления. Л.С. Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конструирующей
характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появление
самосознания (Л.С. Выготский, 1982). Важный момент в развитии рефлексии
предоставляет появление вербального отражения собственных процессов и действий,
основой для развития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов.
Понятие "рефлексия" возникло в философии и означало процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия (от
латинского reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом
внутренних психических актов и состояний, форма теоретической деятельности
человека, направленной на осмысление своих собственных действий и их законов.
(СЭС, 1990: 1133) Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на
самом себе. Рефлексия в образовании мыследеятельностный или чувственно -
переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели
рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности - её
смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты,
отношения обучающихся друг к другу, педагога и студентов, отношение к
деятельности.
Без понимания способов своего учения, воспитания, механизмов познания и
интеллектуальной деятельности, отношений в ходе учения, студенты не смогут
присвоить тех знаний, умений, способов взаимодействий, которые они добыли.
Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать свою индивидуальность,
уникальность и предназначение, которые проявляются в анализе его предметной
деятельности и её продуктов. П.Г. Щедровицкий подчеркивает, что освоение
происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за
счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или
рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.
Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:
1. Онтологической, связанной с содержанием предметных знаний;
2. Психологической, то есть обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, студент акцентирует внимание как на "знаниевых" продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистическую структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. (П.Г. Щедровицкий, 1993).
А.В. Хуторской выделяет такие этапы организации рефлексии в обучении:
1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Эта деятельность должна быть завершена или прекращена.
2. Восстановление последовательности выполненных действий.
3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей.
4. Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: - предметная продукция деятельности - идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы; - способы, которые исследовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности; - гипотезы по отношению к будущей деятельности.
5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. (А.В. Хуторской, 2001)
Важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии, является
многообразие её форм, соответствующих возрастным и иным особенностям участников
образовательного процесса. Формы образовательной рефлексии различны - устное
обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих
изменений (самочувствия, уровня познания личной активности, самореализации).
Рефлексивные студенческие записи - бесценный материал для анализа и
корректировки педагогом образовательного процесса. Чтобы студенты понимали
серьезность рефлексивной работы, необходимо делать обзор их мнений, отмечать
тех, у кого глубина самосознания повышается. Образовательная деятельность
представляет собой движение чередующихся деятельностей - предметной и
рефлексивной. Важен психологический подход к организации рефлексии студентов. Задача
педагога создать такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии
или своей деятельности. Эффективной оказывается рефлексия чувств, то есть
вербальное и невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или
иной образовательной ситуации. Зачастую словами трудно адекватно передать
чувства, поэтому применяются невербальные способы чувственной рефлексии
(рисунки, ассоциации). В этом случае не переводятся чувства в слова, а
выражаются чувства различными видами эмоционального языка. При взаимодействии
со студентами педагог может использовать, в зависимости от обстоятельств, одни
из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел - не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно -
дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие
затруднения испытывал); духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя,
других). Если физическая сенсорная и интеллектуальная рефлексии могут быть как
индивидуальными так и групповыми, то духовную следует проводить лишь письменно,
индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим
цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная
рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть
средством самопознания.
Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс студентов позволяет им
научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности
однокурсников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и
корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в
достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной
рефлексии; осуществлять "взгляд со стороны"; формировать
профессиональное педагогическое умение - обучать детей начальной школы
использовать различные варианты методики её проведения. Рефлексия - необходимое
условие того, чтобы студент и педагог видели схему организации образовательной
деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами,
осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Исследование показало,
что рефлексия является средством самопознания студента в профессиональном самовоспитании
и способом формирования творческой личности.