Под творческой личностью понимается индивид, который:
а) имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности и
б) умеет ее осуществлять, то есть владеет средствами и способами ее осуществления и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности.
Для того чтобы индивид стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей, он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике.
Для того чтобы сформировать личность, обладающую способностью и умением осуществлять творческую деятельность, необходимо в первую очередь понимать, в чем сущность творческой деятельности.
Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует). Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего (гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня), на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня) над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Иными словами, деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид. При этом творческая составляющая данной деятельности будет тем значительнее, чем "несовместимее" эти виды деятельности, чем "дальше" друг от друга находятся совмещаемые "точки", "области" опыта во внутреннем мире индивида (или в коллективном общественном опыте данной эпохи – в последнем случае результат этого творческого акта будет не только личностно, но и социально значимым).
Основываясь на результатах исследования мыследеятельности, проведенным Г.П. Щедровицким, если опыт индивида условно разделить на три принципиально разных типа, три своеобразных пространства, то в одном из которых будет расположен тот опыт индивида, который он приобрел (и приобретает) в процессе осуществления предметно-практической деятельности, в процессе наблюдения, исследования предметно-практической деятельности других людей (здесь огромную роль играет искусство, позволяющее индивиду пережить то, что он в своей реальной жизни никогда не переживал, и соответственно приобрести опыт предметно-практической деятельности, эту деятельность реально не осуществляя).
Во втором пространстве расположен тот опыт индивида, который он приобрел, осуществляя языковую, речевую деятельность, строя или воспринимая языковые тексты на родном и иностранном языке, на условных языках (например, алгебраическом, арифметическом, химическом и т.п.), т.е. осуществляя деятельность, связанную со знаками, знаковыми системами.
В третьем пространстве расположена та часть опыта индивида, в которой "хранятся" воспринятые и усвоенные или выработанные им самостоятельно идеи, абстракции, сущности. (Щедровицкий, 1993)
Индивид может быть действующим, производящим или воспринимающим какие-либо тексты или осуществляющим нечто в области абстрактных идей и сущностей, т.е. мыслящим.
Но, кроме того, индивид может также, находясь в одном из этих трех пространств (например, в пространстве текстов), осуществлять рефлексию над другим пространством своего опыта.
При этом рефлектирующий индивид смотрит на действующего индивида, который запечатлен в его опыте. Важно отметить, что этим "действующим индивидом" в равной степени может быть как он сам лично, так и другие люди. (Давыдов, 1972)
Если рефлектирующий индивид осуществляет рефлексию из пространства текстов, то он интерпретирует предметный мир в знаковой форме, используя язык. Если рефлектирующий индивид осуществляет рефлексию из пространства чистого мышления, идей, категорий, то он рефлектирует, "видит" уже не при помощи языка, а посредством идей, категорий.
Всякая деятельность, осуществляемая индивидом – предметно-практическая, текстопорождающая или направленная на понимание чужих текстов, мыслительная, связанная с абстракциями, будет репродуктивной, нетворческой, если она осуществляется в результате прямого копирования, переноса способа действия, осуществляемого в том же пространстве другим (другими) индивидом.
Например, нетворческой будет деятельность ребенка, которому учитель показал последовательность операций, посредством которых можно собрать из деталей конструктора грузовик. Нетворческой будет деятельность писателя, который, желая изобразить красоту человека, будет делать это так, как уже делали до него легионы других людей (например, "волосы ее были как шелк, глаза – как незабудки, была она стройна, как молодое деревце..." и т.д. и т.п.; следует отметить, что этот же текст, в случае если он создан ребенком, никогда раньше не сталкивавшимся с вышеупомянутыми литературными штампами, будет актом творчества). Нетворческой будет и деятельность математика или физика, которые в своем мышлении двигаются в соответствии с логическими, математическими или иными законами или нормами.
Деятельность индивида будет творческой, если она является результатом рефлексии, результатом рефлективного "перехода", переноса через иное пространство, нежели то, в котором она осуществляется. Так, например, индивид, который, рефлектируя над абстрактной идеей, обратно пропорциональной зависимости величины усилия от длины плеча рычага, создает домкрат или коробку переключения передач, осуществляет творческую деятельность.
Творческой будет деятельность и того индивида, который в рефлексии из пространства чистого мышления "усматривает" сущность некоторой предметно-практической деятельности, а затем реализует эту сущность в ином типе предметно-практической деятельности, в деятельности, которая, внешне не имея ничего общего с первой, тем не менее так же, как и она, является воплощением, предметной реализацией одной и той же сущности, идеи.
Если индивид пишет или произносит некоторый текст по поводу некоторой ситуации, его деятельность по порождению этого текста будет творческой, если она совершается не по принципу "так принято писать или говорить в таких ситуациях", "так все в таких ситуациях говорят или пишут", а если этот текст есть результат рефлексии над этическими, эстетическими или философскими идеями и жизненными ситуациями, которые воплощают эти идеи. Писатель рефлексивно отражает некоторую идею в сконструированной в его воображении предметно-практической деятельности, а затем, рефлектируя над этой воображаемой ситуацией, интерпретирует ее в форме текста. Представитель такой принципиально творческой профессии, как режиссер, который, восприняв текст писателя, сначала "восстанавливает", моделирует движение рефлексии писателя, а затем, сделав еще одно рефлексивную интерпретацию, конструирует на театральной сцене (или в кинопавильоне) ситуацию, которая "подхватывает" идею писателя.
Творческой будет и деятельность индивида (например, школьника), который, получив задание описать чью-либо внешность, осуществит рефлексию из пространства чистого мышления над своим опытом общения с описываемым человеком, над своим видением этого человека, выделит некоторую сущностную характеристику его облика (скажем, красоту), а затем, осуществив рефлексию из пространства текстов одновременно над этой сущностью и своим видением описываемого, сконструирует из имеющихся в его опыте языковых средств текст, пусть даже подобный приведенному выше ранее ("глаза-незабудки..." и т.д.). Несмотря на то, что этот текст весьма низкопробен с точки зрения литературной культуры, он получен в результате творческой (а не репродуктивной, как у писателя-ремесленника) деятельности.
Творческая деятельность в основе своей имеет рефлексивные переносы из одних пространств опыта в другие, рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы обучать индивида умениям осуществлять творческую деятельность, необходимо обучать его осуществлять рефлексию.
Исследование динамики мыслительного процесса обнаружило переход от репродуктивной личностной позиции к продуктивной личностной позиции, что является новообразованием, которое возникает в результате критического переосмысления личности первоначальных представлений о себе и осознания своего «я» как субъекта творчества. Анализ смены позиции вскрыл проблему экспериментального изучения роли рефлексии в возникновении личностных новообразований в качестве механизма развития и организации творческого мышления.
В процессе решения творческой задачи у испытуемых возникает противоречие между интеллектуальными и личностными стереотипами и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление данного противоречия является творческим открытием принципа решения задачи и как его личностное и интеллектуальное развитие и реорганизации мышления.
Возникновение интеллектуальных новообразований в творческом процессе опосредствовано возникновением личностных новообразований, выражающихся в изменении человеком понимания своего места в социокультурном контексте и в конечном счете – в преобразовании своей личности. Следовательно, творческое мышление может рассматриваться как процесс построения нового образа личности. Это становится возможным в силу последовательного и интенсивного осмысления ситуации как целого, уникального субъекта. В этом целом любая часть, каждый элемент имеет свой смысл, который, как правило, не совпадает с очевидным и привычным содержанием данного элемента, когда он включен в другие, ранее сложившиеся интеллектуальные и личностные составляющие «я». Чтобы отличить форму переосмысления, характерную для проблемно-конфликтных ситуаций, от осмысления, имеющего место в стандартных условиях жизни, первую называют рефлексией. Переосмысление человеком в процессе мышления интеллектуальных образов предметной ситуации задачи и личностных образов личности во время переживания конфликта является механизмом их изменения и возникновения психических новообразований в проблемно-конфликтных ситуациях. Таким образом, переосмысление как способ идеального взаимодействия человека с миром, то есть реализации «я» в проблемно-конфликтной ситуации, определяет его самоизменение и саморазвитие, что и позволяет трактовать переосмысление как рефлексию. (Выготский, 2005)