Необходимо отметить, что не признаются расходами и включаются в отчет о финансовых результатах согласно п.9:
1. Авансовая оплата запасов, работ и услуг.
2. Погашение полученных кредитов.
3. Платежи по договорам комиссии, агентскими соглашениями и другими аналогичными соглашениями на пользу комитента или принципала.
4. Расходы, которые отображаются уменьшением собственного капитала согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета.
5. Другие уменьшения активов или увеличения обязательств, которые не соответствуют признакам, наведенным в пункте 6 П(С)БУ 16, т.е. если нарушены обязательные условия достоверности оценки расходов.
Состав расходов в наиболее общем виде отображается двумя П(С)БУ: 3 «Отчет о финансовых результатах» и 16 «Расходы», но детально структуру (или номенклатуру) статей и элементов расходов представлено только в П(С)БУ 16.
Необходимо определить, что общепроизводственные расходы разделяются на постоянные и переменные.
К постоянным общепроизводственным расходам относят расходы на обслуживание и управление производством, которое остается неизменным (или почти неизменным) при изменении объема деятельности. Постоянные производственные накладные расходы на каждый объект расходов распределяются с использованием базы разделения (часов труда, зарплаты, объема деятельности, прямых расходов) при формальной мощности. Т.е. при ожидаемом среднем объеме деятельности, который может быть достигнут в условиях обычной деятельности предприятия на протяжении нескольких лет или операционных циклов с учетом запланированного обслуживания производства.
Нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции, работ и услуг в периоде их возникновения. Общая сумма распределенных и не распределенных постоянных общепроизводственных расходов не может превышать их фактическую величину.
У переменным общепроизводственным расходам относят расходы по обслуживанию и управлению производством, которые изменяются прямо пропорционально (или почти прямо пропорционально) перемене объема работ. Они разделяются на каждый объект расходов, с использованием базы разделения выходя с практической мощности отчетного периода. Базой разделения может быть количество часов труда, зарплата, объем деятельности и прямые расходы. Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов устанавливается предприятием.
Таблица 2.2. Расчет распределения общепроизводственных расходов
Выходные данные
Величина
№ строки
База раздела по нормальной мощности — объем деятельности при нормальной мощности
10000
1
Общепроизводственные затраты при нормальной мощности, всего
70000
2
Измененные общепроизводственные затраты при нормальной мощности
50000
3
Постоянные общепроизводственные затраты при нормальной мощности
20000
4
Измененные затраты на единицу объема деятельности
строка 3 : строка 1
5
5
Постоянные общепроизв. затраты на единицу объема деятельности
строка 4 : строка 1
2
6
Фактический объем деятельности за первый период
8000
7
Фактический объем деятельности за второй период
10500
8
Фактические общепроизводственные затраты за первый период
60000
9
Фактические общепроизводственные затраты за второй период
72500
10
Особенности состава расходов в торговых предприятиях.
Необходимо подчеркнуть, что состав расходов в торговых предприятиях имеет особенности:
1. Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между розничной стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение розничной стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки. В свою очередь, средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в розничной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму розничной стоимости остатка товаров на конец отчетного месяца и розничной стоимости полученных в отчетном месяце товаров.
Средний процент
торговой наценки
=
Сумма остатка наценки
————————
Розничная стоимость полученных товаров
:
Розн. стоимость остатка товаров
————————
Розн. стоимость получен. товаров
=
Сумма остатка
наценки
————————
Розн. стоимость остатка товаров
2. В торговых организациях в состав расходов на сбыт включаются расходы обращения, за исключением административных, других операционных и финансовых расходов. Это означает, что в состав расходов на сбыт в торговых предприятиях не включаются такие расходы:
— общекорпоративные расходы, т. е. организационные расходы, расходы на проведение годовых сборов, представительные расходы;
— расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;
— расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного исследования, а именно: операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт отопления, освещение, водоснабжение, канализация, охрана;
— награды за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, медицинские, оценка имущества);
— расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс);
— расходы на урегулирование споров в судебных органах, на юридические, аудиторские;
— плата за расчетно-кассовые и другие банковские услуги;
— амортизация нематериальных актов общепроизводственного пользования;
— налоги и сборы, другие предусмотренные законодательством обязательные платежи, кроме тех, которые включаются в производственную себестоимость продукции;
— другие услуги общепроизводственного назначения;
— себестоимость реализованных производственных запасов, которые состоят с их учетной стоимости и расходов на их реализацию;
— сумма сомнительных (безнадежных) долгов, отчисление в резерв сомнительных долгов;
— потери от оценки запасов;
— от операционных курсовых разниц;
— штрафы, пени, неустойки;
— недостачи, потери от порчи ценностей;
— расходы на исследование и разработки соответственно П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»;
— себестоимость реализованной иностранной валюты, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ на дату продажи иностранной валюты, плюс расходы, вязанные с продажей иностранной валюты;
— расходы на выплату материальной помощи, на содержание объектов социально-культурного назначения;
— другие расходы операционной деятельности;
— расходы на проценты (за пользование кредитами полученными, за выпущенные облигации, за финансовую аренду);
— другие расходы предприятия, связанные с привлечением заемного капитала;
— потери от участия в капитале.
Расходы операционной деятельности предприятия группируются по экономическим элементам, т.е. по совокупности экономично однородных расходов, в таблице 4 Группировка расходов операционной деятельности по элементам.
Расходы отображаются в бухгалтерском учете и отчетности с момент их возникновения, независимо от даты уплаты средств.
Для отображения расходов новый План счетов содержит счета класса 9 «расходы деятельности», которые отображают расходы по статьям расходов, а счета класса 8 «расходы по элементам» отображают расходы по элементам расходов. Согласно Инструкции о применениях Плана счетов, субъекты малого предпринимательства, а также организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, могут вести учет расходов только по счетам класса 8 без использования счета класса 9. В этих предприятиях информация о расходах формируется в учете в разделе экономических элементов. Расходы списываются непосредственно с кредита счетов класса 8 в дебет счета 23 «Производство» в части прямых и производственно- накладных расходов, а все другие расходы относятся на счет 79 «Финансовые результаты». Все расходы, связанные с инвестиционной и финансовой деятельностью, расходы при чрезвычайных операциях в этом случае учитываются на счете «Другие расходы» 85.
Необходимо отметить, что в Инструкции не дано определение «субъект малого предпринимательства». Если использовать старый критерий отнесения предприятий к «малым» по численности работников, то для многих малых предприятий, которые проводят разноплановую деятельность, такой учет расходов не по их видам, а только по элементам ограничивает возможность получения важной информации для экономического анализа, планирования деятельности. Поэтому вести учет расходов только на счетах класса 8 можно рекомендовать только предприятиям с небольшим количеством хозяйственных операций и при отсутствии нескольких направлений деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24