Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 г., с изменениями и дополнениями, методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, также осуществляется Министерством финансов Украины.
Раздел 3. Организация и ведение бухгалтерского учета.
Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии принадлежит к компетенции его собственника или уполномоченному органу (должностному лицу) согласно законодательства и учредительных документов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение финансирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного периода, но не менее 3-х лет, несет собственник или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием согласно законодательства. Такая новация в нормативно-правовом документе о минимальном сроке хранения обработанных первичных документов означает, что в случае ликвидации, реорганизации предприятия такие документы должны быть переданы по акту правопреемникам или архивным учреждениям. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает форму его организации:
— введение в штат предприятия должности бухгалтера или образует бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
— использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не сможет применяться на предприятиях, отчетность на которых должна обнародоваться.
Предприятие самостоятельно:
— определяет учетную политику предприятия;
— выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядок и способ регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых основ, установленных этим Законом, с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
— разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников и подписание бухгалтерских документов;
— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
— может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим.
Руководитель предприятия обязан предоставить необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение работниками правомерные требования бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.
Главный бухгалтер или лицо, на которое отнесено ведение бухгалтерского учета предприятия:
— обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности;
— организует контроль за отображением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
— берет участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи;
— обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других подразделениях предприятия.
Следует отметить, что в новом Законе не оговорено проведение передачи дел при увольнении главного бухгалтера назначенному главному бухгалтеру.
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты их осуществлением. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно -–непосредственно после ее окончания. Для контроля и порядка обработанных данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты. Информация, которая содержится в первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета. В реестрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
Операции в иностранной валюте отображаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно. В случае составления и сохранения первичных документов и реестров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Первичные документы и реестры бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятых в пределах их полномочий, предусмотренных законом. Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, которые осуществляют изъятие, снять копии документов, которые изымаются. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются, в порядке установленном законодательством. Предприятие должно применять все необходимые меры для предотвращения несанкционированному и незаметному исправлению записей в первичных документах и реестрах бухгалтерского учета. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и реестров бухгалтерского учета и недостоверное отображение у них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы. Хозяйственные операции должны быть отображены в учетных реестрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Инвентаризация активов и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которых проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.
Финансовая отчетность.
На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составить финансовую отчетность. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.
Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливается Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
Формы финансовой отчетности бюджетных организаций, органов Государственного казначейства по выполнению бюджетов все6х уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.
Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливается Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
Консолидированная и сводная финансовая отчетность.
Предприятия, которые имеют дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятия, основанные на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые относятся к сфере их управления. Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственных обществам, акции которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.
Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые входят в ее состав.
Отчетный период.
Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется состоянием на конец последнего дня квартала (года). Первый отчетный период новообразованного предприятия может быть меньше как 12 месяцев, но не больше 15 месяцев. Отчетным периодом предприятия, которое ликвидируется, является период сначала отчетности года до даты принятия решения о его ликвидации.
Предоставление и обнародование финансовой отчетности.
Предприятия обязаны предоставлять квартальную и годовую финансовую отчетность органам к сфере управления которой они относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам согласно учредительных документов. Органам исполнительной власти, другим пользователям финансовая отчетность предоставляется согласно законодательства. Срок предоставления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и кампании, негосударственные пенсионные фонды, страховые кампании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным годом обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодичных изданиях.
В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс в случаях предусмотренных законом, публикует в течение 45 дней.
2 Нематериальные стандарты бухгалтерского учета: преимущества и недостатки
Выполнение Программы реформирования бухгалтерского учета предусматривает и введение 24 Положений (стандартов) бухгалтерского учета. В целях разработки и учета более широкого спектра мнений и предложений, принятие проектов положений, других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности при Министерстве финансов Украины создан совещательный орган — Методологический совет по бухгалтерскому учету, в работе которого участвуют представители Госкомстата, ГНА, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, НБУ, Антимонопольного комитета, Союза арендаторов и предпринимателей, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью, Государственного комитета промышленной политики, Госпредпринимательства, Совета предпринимателей Украины, Министерств юстиции, энергетики, АПК, транспорта, образования, финансов, НАН Украины, ведущих высших учебных заведений экономического профиля, Украинского общества финансовых аналитиков, Координационного экспертного центра объединений предпринимателей. В настоящее время утверждено пятнадцать Положений бухгалтерского учета:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24