Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества

Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для мужчин или для женщин «являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя образы аутентичной мужественности и/или женственности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современного мужчины и/или женщины. Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования определенного стереотипа поведения, «корпоративного стандарта»[7] для настоящих мужчин и женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни определять себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе.


1.2. Определение стиля жизни и его классификация


Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.   

В современной социологической теории сложились две традиции в понимании стиля жизни. Представителями первой являются У.Бек, Г.-П.Мюллер, Л.Г.Ионин и др. Стиль жизни здесь рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная форма», не зависящая от социального расслоения. Стиль жизни каждого индивида – особый и неповторимый: он не идентичен стилю жизни кого-либо другого. Но в то же время стили ориентированы на общие и социальные. Индивиды выбирают стили жизни, ориентируясь на других людей»[8]. Таким образом, в любом обществе определенное число индивидов выберут такие стили жизни, которые будут сходны.

Другой подход к пониманию жизненного стиля сложился в концепциях М. Вебера, Т.Веблена, П.Бурдье, Б.С.Турнере, В.И.Ильина и др. В данных теориях утверждается, что «статусные различия поддерживаются как посредством классового членения общества, так и посредством культурной исключительности: «статус как стиль жизни». Такое понимание определяет потребление индивида «с целью выделится», чтобы сконструировать индивидуально-целостную модель показательных действий с целью показать социальное положение»[9]. Таким образом, акцентируется внимание на демонстративном аспекте жизненного стиля – «показном потреблении» - процессе превращения богатства в видимые, демонстрируемые символы экономического успеха, которые должны символизировать жизненный успех и принадлежность к избранному слою, сословию, группе, племени. В итоге понятие «жизненный стиль» напрямую связано с социальным и экономическим неравенством.

В современных словарях под «стилем жизни» понимают определенный тип, стандарт, отличительную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя. «Жизненный стиль» (или «стиль жизни») – исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь от единого стиля жизни примитивных сообществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества.

Понятия «стиль жизни» и «образ жизни» не тождественны друг другу. «Категория образа жизни отражает силовой характер социокультурного поля. Образ жизни – это типичные формы жизнедеятельности людей, навязанные социокультурным полем. Можно и иное определение: образ жизни – это социальная структура как совокупность необходимых, типичных индивидуальных практик. Образ жизни обычно ассоциируется с более или менее стабильной общностью. Он проявляется в таких характеристиках как общие для нее нормы, ритуалы, формы социального порядка и, вероятно, особый диалект или речь. Поэтому образ жизни близок к определению культуры как феномену жизни и опирается на такие социоструктурные формы как профессия, пол, этничность и возраст»[10].

Иными словами, индивид в обществе осознанно не выбирает своего собственного образа жизни, поскольку это формирование этой составляющей человеческого самосознания порою предопределено не личностными, а социокультурными характеристиками.

Стиль жизни включает в себя несколько компонентов – разнообразных сфер деятельности человека и его предпочтений:

1)           работа, взаимоотношения с коллегами

2)           отдых (активный, физический или интеллектуальный)

3)            хобби, увлечения

4)           личная жизнь, включающая взаимоотношения с противоположным полом, родственниками, друзьями, поведение в семье

5)           предпочтения в одежде, аксессуарах

6)           предпочтения в выборе классовых объектов: автомобили, рестораны, курорты и др.

Немецкий социолог Г.-П.Мюллер выделяет следующие признаки жизненного стиля: целостность, добровольность, характерность, распределение шансов стилизации. А.М.Демидовым в рамках международного сравнительного исследования социокультурных стилей в Центральной и Восточной Европе были выделены и проанализированы 5 основных жизненных стилей:

- «победители» - образ лидера, сильной, волевой личности;

- «новаторы» - двигатели прогресса;

- «ретрограды» - образ человека из прошлых веков;

- «традиционалисты» - исключает экстремальное самовыражение;

- «истеблишмент» - люди правящей элиты.

В современном обществе можно выделить несколько образцов поведения, которые будут определяться жизненной позицией, а значит, формировать стиль жизни:

1. гедонистическая позиция. Характеризуется следующими образцами поведения – «наслаждаюсь жизнью», «удовлетворяю все свои потребности», «веду веселую жизнь», «живу сегодняшним днем».

2. активная жизненная позиция. «Интересы общества ставлю выше своих собственных», «служу благу других людей», «активно участвую в общественной жизни», «занимаюсь самообразованием», «занимаюсь спортом», «интересуюсь политикой» (такая позиция с точки зрения личности исключает мотивацию на внешний вид).

3. экстравагантная позиция. «У меня необычная прическа, украшения», «одеваюсь со вкусом», «имею свои оригинальные манеры, привычки», «увлекаюсь редкими хобби, видами спорта», «слежу за внешним видом» (соответственно мотивация на возможность «быть таким как все» минимальная).

4. пассивная позиция. «Такой же как все», «если бы была возможность, то не работал», «не загадываю вперед» (в этом факторе самая незначительная роль отводится «самообразованию», и «не жалею своего личного времени для дела»).

5. традиционная позиция. «Веду здоровый образ жизни», «семья», «спокойная размеренная жизнь» (определенную важность имеет «возможность использования личного времени для дела», наименьшая степень важности приписывается «редким хобби, видам спорта», хотя подчеркивается «здоровый образ жизни»).

Определенного стиля жизни в чистом виде может и не существовать. Читатель, выбирая издание для чтения исходя из собственных запросов, может также и сочетать в себе некоторые составляющие разнообразных, но не противоречащих друг другу стилей жизни.

Таким образом, средства массовой информации является одним из основных факторов формирования стиля жизни своих читателей. Личностно это проявляется в манере одеваться, говорить, вести себя, мыслить «как» и «о чем», быть ориентированными на потребление определенного рода информации.

Действует обратная связь: спрос рождает потребление. Если существует какое либо средство массовой информации, значит, какая-либо часть массовой аудитории в нем нуждается. Поэтому конкретный читатель конкретного издания будет стараться вписываться в идеалы, предлагаемые журналом или газетой.

Так  у него будет сформирована определенная жизненная позиция и характерный стиль жизни.


ГЛАВА II. Стиль жизни, формируемый журналом «Eskuire».

2.1. Роль и место журнала   «Eskuire»  в системе российских средств массовой информации


«Eskuire» - журнал, который первоначально начал издаваться на английском языке в Соединенных Штатах Америки в 1993 году. У нас в России его стали выпускать на русском языке лишь в апреле 2005 года.

«Eskuire» однозначно сообщает о своей читательской аудитории уже на обложке –  мужской журнал, но анализируя это издание и его потребителей, можно сказать, что женский сегмент реальной читательской аудитории данного журнала в количественном соотношении лишь не намного уступает мужскому. Это значит, что и женщины и мужчины одинаково заинтересованы в его прочтении.

Одна из читательниц «Eskuire» в рубрике «Почта» (письма в редакцию) поделилась своим мнением по этому поводу: «Почему женские журналы такие глупые, а мужские такие интересные? Наверно, потому, что женские создают глупые инфантильные красотки, а мужские – стильные, высокоинтеллектуальные красавцы»[11].

В этом есть доля логики, потому что современные женские издания четко классифицированы по сферам и тематике: журналы о моде и о стиле, о домоводстве, о душещипательных жизненных историях, о здоровье и т.д. Все такие журналы либо узкоспециализированные (шитье, вязание, здоровье) либо попадают под емкую характеристику слов «гламур и «глянец», что означает направленность издателей на исключительно внешний стиль, цель которого ограничивается привлечением как можно большего числа поклонников.

Исходя из такого распределения по гендерному признаку ежемесячных периодических изданий можно сделать вывод, что качественных женских журналов не существует. А теперь необходимо разобраться с качественностью журнала для мужчин  «Eskuire».

Дифференциация журналов по качественности довольно-таки условная, потому что это определение скорее можно отнести к газетам, что, в принципе, и делают крупнейшие теоретики средств массовой информации. А.И.Акопов, Е.А.Корнилов в своих исследованиях приводя примеры присуждают звание качественных изданий газетам «Известия» и «Российская газета», а звание «массовая», «бульварная»[12], «желтая» единогласно отдано газетам «Комсосольская правда» и «Московский комсомолец».

Хотя многие исследователи и признают, что «качественными могут быть и общественно-политические, и литературные, и специализированные издания»[13], но их внимание сосредотачивается лишь на газетных образцах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать