Чтобы удостовериться в «качественности» мужского журнала «Eskuire», проанализируем его по нескольким критериям:
1. «качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Преподносится заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, – что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию»[14]. «Eskuire», даже в силу своей мужской направленности, не стремиться отвечать интересам всех мужчин, а лишь тех, чей стиль вписывается в образ «стильного, высокоинтеллектуального красавца», не претендуя на «повальную» массовость своего распространения.
Так, например, один из читателей в своем письме отмечает: «Сначала я думал, что идея журнала – стимулировать к покупке модной дряни. Теперь понял, журнал стимулирует вот к чему: лет через 40 обзавестись такой же харей, как у Клинта Иствуда, чтобы попасть на обложку, и при этом иметь пару умных мыслей, чтобы попасть в «Правила жизни»[15]. («Правила жизни – одна из рубрик «Eskuire», в которой мировые знаменитости делятся своими мыслями на различные темы).
2. «отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, отказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы»[16]. Самым главным, на наш взгляд, отличием журнала «Eskuire» от других специализированных изданий состоит в том, что в нем исключено любое обращение к частной скандальной жизни знаменитостей. Безусловно, в журнале достаточно большое количество известных всему миру звезд шоу-бизнеса, кино, политики, литературы и т.д., но эти люди рассматриваются лишь в русле их своеобразной жизненной позиции и значимости. Так, герой интервью – Роберт Де Ниро философски рассуждает: «Беда со славой в том, что все носят тебя на руках. И только дети умеют в два счета сбить с тебя спесь»[17].
3. «качественное издание старается избегать упрощения, спрямления ситуаций и проблем»[18], «стремится объективно, полно освещать события и проблемы, циркулирующие в обществе. Издания этого типа формируют у своего читателя высокий уровень культуры и самосознания. «Массовая» пресса, стремясь удовлетворить утилитарные читательские потребности, ставит на первый план не социальную значимость материала, а его интересность, захватывающий сюжет, осуществляя тем самым только гедоническую функцию СМИ, в то время как для «качественной» прессы приоритетной остается гносеологическая функция»[19]. «Eskuire», помимо ярких и содержательных фотоиллюстраций, очень серьезно подходит к публикуемым материалам. Не смотря на то, что журнал ежемесячный, в нем находят отражения остро социальные проблемы. Так в сентябрьском номере 2006 года, когда вся Россия переживала вторую годовщину после трагедии в Беслане, был помещен крупный материал американского корреспондента газеты «The New York Times», в котором повествование ведется как бы от лица жителя Беслана, который испытал весь ужас происходящего на собственной жизни: «Казбек Мисиков смотрел на бомбу, висевшую над его семьей. Это было примитивное устройство: пластмассовое ведро, наполненное пластиковой взрывчаткой, гвоздями и металлическими шариками. Весило оно килограмма три с половиной. Эта бомба стала для Казбека центром его существования. Он знал, что если она взорвется, смертоносные осколки полетят в головы его жене и двоим сыновьям, ему самому»[20]. Вот так психологически, философски и художественно оформлено подходят журналисты Eskuire» к серьезным и актуальным общественным проблемам.
Делая вывод из вышеперечисленных критериев определения «качественности» издания, мужской журнал «Eskuire» отвечает всем предложенным параметрам, из которых наглядно выявляется принадлежность журнала к качественной журналистике. Это проявляется и в фотографиях, и в художественной обработке материалов, и в тематике, и в уважении к своей читательской аудитории.
2.2. Интеллектуальная составляющая стиля жизни
Интеллектуальная составляющая стиля жизни – это все то, что влияет на развитие культурного восприятия читателей, на уровень их образованности, на возможность и желание задумываться над течением жизни. В одном из обращений в редакцию читатель пишет: «Вы ищете чепуху, находите чепуху, придумываете чепуху, печатаете чепуху, заставляете людей читать чепуху и задумываться над чепухой, но при этом делаете их умнее»[21].
Расширение кругозора своих читателей, акцент на их культурном и философском просвещении можно проследить на нескольких примерах в различных рубриках и способах подачи информации журнала.
1. подбор авторов. Большее число авторов, пишущих для журнала «Eskuire» - знаменитости, прославившиеся в области кино, литературы, политики, музыкального и драматического искусства, фотографии и других областях человеческой деятельности и творчества. К таким выдающимся авторам относятся: Умберто Эко – ученый, историк и писатель, автор произведений «Имя розы», «Маятник Фуко» размышляет на страницах журнала о том, нужно ли фотографировать знаменитостей: «Фотограф, снециализирующийся на портретах писателей, философов, журналистов, - едва ли не самая массовая профессия»[22]; Чак Паланик – автор нашумевшего бестселлера «Бойцовский клуб», по мотивам которого снят фильм, представляет в журнале материал под названием «Твой выход» с подзаголовком: «Если жизнь – это повод для киносценария, то в условиях изобилия сценариев жить нужно интереснее»[23]; Сьюзен Зонтаг – романист и литературный критик Соединенных Штатов выступает в журнале с аналитической статьей «Упадок кино»[24]; Алексей Герман – кинорежиссер, автор шести фильмов и материала в «Eskuire» с названием «Круглый стол» (темой круглого стола стал отечественный кинематограф – субстанция, в которой всякий мнит себя специалистом)»[25]; Тобиас Вульф – профессор литературы Стэнфордского университета публикует в рубрике «Чтение» свой рассказ «За чистую монету»[26] и многие другие мировые знаменитости, выступающие в качестве журналов «Eskuire».
В одном из писем читателе говориться: «С каждым номером открываю что-то абсолютно новое. Благодаря июньскому открыл писателя Умберто Эко»[27].
2. форма и герои интервью. В качестве героев интервью также выступают широко известные люди – Роберт Де Ниро, Том Хенкс, Габриэль Гарсиа Маркес, Энтони Хопкинс, Борис Гребенщиков и др. При таком обилии знакомых имен, журнал «Eskuire» не влезает в их личную жизнь. Гораздо важнее жизненные принципы и мышление актеров, музыкантов и писателей. Вот фрагмент из интервью с Энтони Хопкинсом: «Моя житейская философия? Ты всегда должен понимать, на что способен из одного только презрения к себе. Что бы я ни делал в молодости, все говорили: «Ты безнадежен». Отец говорил: «Безнадежен», ровесники говорили: «Безнадежен». Так что потом все, что со мной случилось в жизни, стало для меня большим откровением»[28].
Что касается формы интервью, то она несколько отступает от традиционных вопрос-ответов. В тексте полностью отсутствует автор, есть лишь герой – вещатель и читатель – слушатель. Вопросов к герою нет, лишь в начале абзацев жирным шрифтом выделены первые слова интервьюируемого, чтобы показать читателю тематическую направленность ответа объемом в абзац.
Интервью с Боно (музыкантом):
«Мой любимый политик – Горбачев. Он по-настоящему душевный человек, который мужественно следовал следовал своим убеждениям и совершенно открылся для критики. Многие презирают его, поскольку он разрушил эту старую махину. Но без него у двадцатого века мог бы быть совсем другой конец.
Никогда не верьте артисту, артисты врут лучше всех. Это их хлеб.
Рай похож на земную жизнь, только без земного зла, которое царапает, кусает и запугивает людей. Так мне кажется, но я не знаю наверняка. Мне не хватает воображения, когда я раздумываю над вопросом «сколько мне будет лет в раю?»[29].
3. тематика текстов. В материалах журнала обсуждаются темы различного характера – начиная с личностных и заканчивая глобальными. Так, встречаются тексты по проблемам терроризма, проживания иностранцев в стране в период ее кризиса, закулисная жизнь мировой славы и многие другие. Пишется о балете, о футболе, о человеческих страхах и о радостях. Например, «Как научиться смотреть балет»[30] (о движениях рук и тела балетных артистов).
4. юмористический подход. Один из подзаголовков гласит: «…читатели «Eskuire узнают, в каком году в России не останется ни одного человека, во сколько раз следователи Генпрокуратуры плодовитее Льва Толстого и сколько миллионов рублей в час тратит президент Путин»[31]. «Сколько книг мы не прочитали? Писатель Умберто Эко пытается подсчитать, сколько нужно времени на то, чтобы прочесть все созданные человечеством великие книги (180 лет), а так же предупреждает читателей, что им совсем не обязательно так надрываться»[32].
5. колонки. Весьма удивительны и разнообразны колонки в журнале Eskuire»: «Правила жизни» (о знаменитостях), «Мнение», «Почта» (письма читателей», колонка Умберто Эко и Владимира Познер, «Некролог», «Чтение», «10 вещей, которые стоит узнать о женщинах» и др. Одной из самых оригинальных, на наш взгляд, является рубрика «Некролог», в которой объектом некролога выступают утраченные или исчезающие явления нашей жизни: «Памяти книги», «Памяти эрудиции», «Памяти скуки» и др. «…скука аристократична, ее надо заслужить у природы как речь или прямохождение. Разучившись пользоваться этим преимуществом, мы возвращаемся на предыдущую – пролетарскую – ступень эволюции. Взамен скуки она дарит нам иллюзию полной занятости. Мы вынуждены, - сказал один умный циник, - убить свободное время, чтобы оно не убило нас»[33].