6. фотоиллюстрации. Авторами почти всех фотографий в журнале являются знаменитые фотографы со всего мира: Грег Сегал – молодой американский фотограф, Стенли Грин – многократный лауреат самой значимой премии в области фотожурналистики World Press, Алекс Харрис – профессор фотографии и один из основателей центра документалистики в университете Дьюка и др. В характеристике Стенли Грина пишется: «…побывал в лагере беженцев в Судане, на Балканской войне, среди моджахедов в Кашмире и под обстрелов танков в Белом доме. Около 20 раз ездил в Чечню, снимал бои и со стороны федералов и со стороны боевиков, в результате чего выпустил книгу «Открытая рана: Чечня в 1993-2003 годах»[34].
7. литературно-художественные тексты. В рубрике «Чтение» помещаются произведения как известных писателей – Чак Паланик, Умберто Эко, Уильям Тревор, так и малопопулярных – Али Смит, Род Лиддл, Стивен Миллхаузер и другие.
Все вышеперечисленные положения, нашедшие отражение в мужском журнале «Eskuire» формируют у читателя определенный вкус в области чтения, знакомят его с мыслями «великих мира сего», предлагают большое разнообразие форм и жанров журналистских и художественных текстов. Все это является составляющей частью от целостного стиля жизневосприятия читателя, который непременно должен быть умным, интеллектуально развитым, эрудированным, порою философски настроенным, отличаться хорошим вкусом, принципиальной жизненной позицией.
2.3. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе
Журнал «Eskuire», позиционируя себя как мужское издание, не может обойти критерий, который делает настоящего мужчину еще лучше – его внешний вид и отдых.
Первое впечатление об издании, которое складывается у читателя, зависит от рекламы. К тому же именно это воздействие на массовую аудиторию является наиболее сильным, потому что оно показывает, как должно быть, показывает идеал, рисует мечту, вводит в мир широких возможностей. «Материальный характер товаров потребления (одежда, обувь, аксессуары, автомобили, сотовые телефоны и проч.) позволяет им быть наиболее явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности»[35].
В журнале «Eskuire», как и в любом другом журнале, рекламы достаточно много. Она прерывает тексты, занимая целые полосы, но никогда не подается скрыто, то есть читатель всегда может угадать ее. Если же товар преподносится в какой-нибудь статье, то в заголовке или названии рубрики обязательно будет присутствовать слово «реклама».
Реклама на страницах «Eskuire» представлена не только традиционно, но и креативно. Предлагаемый товар не только показывается на идеальных красавцах в статичных позах, но и организуются тематические или творческие фотосессии, в которых рекламируемый товар демонстрируют знаменитые люди. Рубрика «Мир вещей» обычно анонсируется: «Режиссер Федор Бондарчук примеряет одежду из новых коллекций в обществе стриптизерш, поварих, женщин-милиционеров и других прекрасных дам; режиссер Борис Хлебников проклинает майки-алкоголички и воспевает небрежность, герой «Звездных войн» Чубакка умывается самыми новыми шампунями, а главный дизайнер украшений «Hermes» объясняет, почему он сам не носит никаких украшений»[36].
Существуют еще такие рекламные материалы, которые открыто пытаются формировать вкус у читателя в выборе одежды и аксессуаров, тем самым, формируя его стиль жизни: «Часы – это единственное украшение, которое может носить мужчина, опасающийся мужских украшений. Из сотен новых экземпляров, представленных на выставках в Женеве и Базеле, «Eskuire» выбрал 24 лучших»[37].
Определенное представление о досуге читателя «Eskuire» можно получить из рубрики «9 способов развлечься в сентябре» (октябре, ноябре и т.д.). Развлечения предлагаются самые разнообразные: серьезные и философские, культурно-просветительские – «посмотреть на Рембрандта (картины из Metropolitan в с ГМИИ имени Пушкина)», «сходить на Гергиева «Тристан и Изольда в Большом театре»; развлекательные, увеселительные – «сходить на теннис, женская сборная России против команды Бельгии», «сыграть в Zwok», «смотреть новый клип Оззи Осборна»; юмористические и бытовые: «покрасить яйцо, скоро Пасха», «отвести ребенка в школу, начало учебного года», «порисовать, как Ждексон Полок» и др.
Характерным является ориентирование на западные образцы показателей мужественности: состоятельность, ответственность за свою семью, сдержанность и спокойствие в проявлении эмоций, забота о своем внешнем виде. При этом акцент на деловой жизни читателя-мужчины делается меньше всего. Это как бы показано неявно, в этой сфере априори все должно быть успешно. Ведь понятно же, что «Eskuire» делает расчет на обеспеченных читателей (что не всегда верно, тем более в России).
Важным является то, что на страницах журнала довольно-таки редко появляются женщины. Порою, они помещаются на рекламных страничках, иногда выступают в роли авторов, всегда фигурируют в одной постоянной колонке «10 вещей, которые стоит узнать о женщинах». Но никогда не являются героинями интервью, не преподносятся в качестве девушки или жены читателя-мужчины.
Это происходит потому, что журнал «Eskuire» представляет жизнь мужчины, опираясь на другие сферы его функционирования, нежели интимные, семейные, родственные отношения. Даже рубрика «Секс» в журнале появляется нерегулярно.
В одном из писем читателей в колонке «Почта» выражает свое мнение по этому поводу: «Хотел выразить недоумение по поводу рубрики «Секс». Почему ее ведет женщина? Хотелось бы услышать совет товарища, друга, а не мнение из вражеского стана, выставляющее женщин в более выгодном свете и унижающее мужское достоинство. Надеюсь, «Eskuire» опомнится, осознает, что он мужской журнал, и изменит предательскую рубрику, отдав ее на откуп мужчине. Хотя название рубрики будет звучать довольно странно: «Секс с… мужчиной, но можно же фамилию автора не указывать в названии»[38].
Это говорит о том, что мужчины во время прочтения журнала не хотят пускать в свой сугубо индивидуальный мир женщин. Даже материалы в нем должны быть написаны исключительно мужчинами и для мужчин.
Исходя из специфики журнала для мужчин «Eskuire» можно сделать вывод, что он оказывает определенное воздействие на представление читателей о них самих и о то, какими они должны быть. Прежде всего мужчина «Eskuire» представляется достаточно обеспеченным, уверенным в себе, иметь финансовые средства, чтобы тратить их на свой внешний вид и на повышение интеллектуального развития. Мужчина «Eskuire» может поддержать разговор на любые темы: кино, политика, необыкновенные явления, изобразительное искусство и литература, а также четко и обоснованно выразить свое мнение по определенным вопросам.
Довольно жестокая теория о том, что средства массовой информации конструируя мифы, не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления, в определенном смысле верна. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремиться соответствовать пропагандируемым идеалам.
Яркий, красочный журнал «Eskuire» предлагает читателям скорее традиционный стиль жизни, чем активный, экстравагантный или гедонистический, потому что мужчина должен сосредотачиваться не только на том, что его окружает, но и заглядывать «внутрь» себя, чувствовать и выражать свои мысли, философски относится к жизни. Хороший внешний вид, успешная карьера, отношения с женщинами, здоровый образ жизни – это все остается как будто «за кадром». Об этом пишут другие мужские журналы. «Eskuire» пишет о внутреннем мире.
Заключение
При помощи средств массовой информации современный человек удовлетворяет одну из основных своих потребностей – потребность в информации. СМИ различного рода влияют на сознание человека и через переработанную и отредактированную ими информацию у аудитории формируется не только своеобразная картина мира и мировосприятие в целом, но и устанавливаются определенные нормы и правила поведения человека в обществе.
Наиболее четко влияние СМИ на читателей прослеживается в иллюстрированных журналах, ориентированных по гендерному признаку – их идеалами являются так называемые «настоящие женщины» и «настоящие мужчины». Такой усредненный стереотип восприятия мужчины и женщины в современном обществе прослеживается в основном в глянцевых, «гламурных» изданиях. Что касается качественных журналов, то они делают акцент на развитии интеллектуальных и философских качеств у своих читателей.
Такой подход к жизни, прежде всего, можно проследить на примере мужского журнала «Eskuire». Интересным является тот факт, что образ «настоящего мужчины» в данном журнале достаточно гармоничен. Это не помешанный на спорте, женщинах и моде «светский денди» или «знойный мачо». Мужчина «Eskuire» - это прежде всего личность, пытающаяся заглянуть «внутрь себя», в свой внутренний мир, попытка найти равновесие между формой и содержанием. Представляя в таком виде некоторый образец для подражания, журнал «Eskuire» не дает его статично и однообразно, а наоборот стремиться повысить уровень образованности своего читателя во всех сферах человеческой деятельности, заставляет задумываться над вечными темами и проблемами, размышлять над мировым злом и добром, воспринимать информацию личностно и формировать свой собственный взгляд на жизнь, благодаря большому количеству актуальных публицистических, нейтрально просветительских и различного рода художественно-литературных текстов.
При этом такой наглядный образец стильно одетого, независимого, свободного от предрассудков, состоятельного и глубоко мыслящего мужчины постоянно предстает на страницах «Eskuire» в журналистских и литературно-художественных публикация, в фотоиллюстрациях, в рекламных текстах.
Все это влияет на сознание читателя, формируя у него желание «быть таким же», то есть влияет на формирование именного этого стиля жизни. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремиться соответствовать пропагандируемым идеалам.
Интересным является тот факт, что журнал для мужчин «Eskuire» читают не только мужчины, но и женщины, потому что «Eskuire» затрагивает такие жизненные темы и проблемы, которые невозможно разграничить по гендерному признаку, потому что эти темы вечные.
Многие современные российские, а более явно и демонстративно ставропольские журналы используют огромное количество идей создателей «Eskuire» на страницах своих журналов. Так характерным для ставропольских журналов «Pro», «Nash», «LoL» является использование жанра фотосессии со знаменитыми людьми в одежде от знаменитых производителей по примеру журнала «Eskuire» («По просьбе «Eskuire» Лопахины, Вершинины и Хлестаковы из разных московских театров примерили одежду из новых коллекций»[39]); мини «Правила жизни» от ставропольских «знаменитостей» и другие приемы и методы улучшения формы и содержания для своих журналов, позаимствованных из «Eskuire».
Таким образом, журнал «Eskuire» предлагает своим читателям определенный набор жизненных правил и принципов личного и общественного поведения, а также служит образцом для подражания менее популярным и качественным журналам.
Библиография
1. Акопов А.И. Периодические издания. – М.: Наука, 1993.
2. Ануфриев Р.А. Стиль жизни: теоретические и методологические проблемы. – Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 19982.
3. Афанасьев В. Социальная информация. – М., 1999.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: Логос, 1990.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Просвещение, 1984.
6. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия
общественного и индивидуального. – Ставрополь: СГУ, 2001.
7. Гришкова С.С. Средства массовой информации: искажение социальной реальности в сознании человека//Ломоносовские чтения. – 2002. – т.2.
8. Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе//Социологическое исследование. – 1998. - №4.
9. Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. – М.,1984.
10. Звягинцев А.В. Основы рекламы и PR. – Ставрополь: СГУ, 2004.
11. Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни в современном российском обществе. – Ставрополь: СГУ, 2006.
12. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Просвещение, 1998.
13. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь: СГУ, 2005.
14. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2002.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2005.
16. Олешко В. Журналистика как творчество. – М., 2003.
17. Орлянский С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. – Ставрополь: СГУ, 2003.
18. Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. Жур. – 2001. –№10.
19. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – Москва.: Изд-во «РИП-холдинг», 2002.
20. Система СМИ России. Под. ред. Я. Засурского. – М., 2001.
21. Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. Под ред.А.А.Леотьева. – М., 2004.
22. Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции. – С-П: СПБУ, 1998.
23. США глазами американских социологов. – М.: Наука, 1992.
24. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Наука, 1980.
25. Эверетт Д., Джон М. Беседы о масс-медиа. – М.: Вагриус, 1997.
[1] Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. – Ставрополь. - 2006.
[2] «Eskuire». – Февраль. – 2007.
[3] Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь. – 2005.
[4] Акопов А.И. Периодические издания. – М. – 1993.
[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. – Ставрополь. – 2006.
[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998. – С. 166.
[9] Веблен Т.Теория праздного класса. – М., 1994. – с.76.
[10] Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь. – 2005.
[11] «Eskuire». – Ноябрь. – 2005. – С.18.
[12] Кррнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячсилетий». – Р-на-Д. – 1999. – С.78.
[13] Там же.
[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Eskuire». – Апрель. – 2006. – С. 14.
[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] «Eskuire». – Ноябрь – 2005. – С. 120.
[18] Кррнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячсилетий». – Р-на-Д. – 1999. – С.78.
[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] «Eskuire». – Сентябрь – 2006. – С. 156.
[21] «Eskuire». – Апрель. – 2006. – С. 14.
[22] Там же. – С. 32.
[23] «Eskuire». – Сентябрь – 2006. – С. 68.
[24] «Eskuire». – Ноябрь – 2005. – С. 60.
[25] Там же. – С. 138.
[26] «Eskuire». – Февраль – 2007. – С. 147.
[27] «Eskuire». – Июль, август. – 2006. – С.14.
[28] «Eskuire». – Апрель. – 2006. – С. 121.
[29] «Eskuire». – Сентябрь – 2006. – С. 132.
[30] «Eskuire». – Ноябрь – 2005. – С. 42.
[31] «Eskuire». – Июль, август. – 2006. – С.90.
[32] Там же. – С.26.
[33] «Eskuire». – Июль, август. – 2006. – С.30.
[34] «Eskuire». – Апрель. – 2006. – С. 18.
[35] Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. – Ставрополь. – 2006.
[36] «Eskuire». – Сентябрь – 2006. – С. 16.
[37] «Eskuire». – Сентябрь – 2006. – С. 224.
[38] «Eskuire». – Ноябрь – 2005. – С. 18.
[39] «Eskuire». – Февраль. – 2007. – С. 12.