Сельскохозяйственная кооперация

Контрольные вопросы


1.   Какие научные методы исследования применяются при изучении сельскохозяйственного производства?

2.   В чем заключается специфика сельского хозяйства как отрасли экономики народного хозяйства?

3.   Какие сферы включает в себя АПК?

4.   Структура сельскохозяйственных предприятий, их сходство и отличие.

5.   В чем заключаются особенности сельскохозяйственного производства?

6.   Методы осуществления расширенного воспроизводства, их характеристика.

7.   Дифференциальная рента 1 и 2 в сельском хозяйстве, их характеристика.

ЛЕКЦИЯ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


План

2.1 Значение агропромышленного комплекса в экономике России

2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства

2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы


2.1 Значение агропромышленного комплекса в экономике России


Агропромышленный комплекс является важнейшей составной ча­стью экономики России. В нем производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. В АПК за­нято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задей­ствована пятая часть производственных фондов и создается около трети валового национального дохода. Уровень развития агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного по­тенциала, уровень продовольственной безопасности государства и соци­ально-экономическую обстановку в обществе.

Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является сель­ское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышлен­ном комплексе, но и во всем народном хозяйстве.

Спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрывается за счет сельского хозяйства. При этом расходы на продукты питания составляют около половины расходов в бюджете средней россий­ской семьи.

АПК вносит значительный вклад в формирование бюджета. В 2000 году, только сельхозпредприятия и организации пищевой промышленности внесли в бюджеты всех уровней 110 млрд. руб­лей, а получили из них около 30 млрд. рублей.

Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и по­требителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рента­бельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйст­венного производства, его платежеспособность, возможность и необходи­мость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы (техни­ку, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т.д.), являющиеся про­дукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народ­нохозяйственного комплекса.

Грубые нарушения объективных закономерностей развития народ­нохозяйственного комплекса, допущенные в 90-е годы ХХ века, незамедлительно проявились в экономике страны. Упадок и разрушение сельскохозяйствен­ного производства как стратегической и важнейшей отрасли привели к кризисному состоянию многих отраслей, к дестабилизации экономики в целом.

В ряде субъектов Российской Федерации в последние годы объемы финансирования дотаций и компенсаций сократились или полностью отсутствуют.

За 2000 год прибыль сельхозпредприятий, включая дотации, соста­вила 13,8 млрд. рублей уровень рентабельности - 6,7%. Прибыль была получена в основном за счет Южного федерального округа - более 6 млрд. рублей. На долю шести зернопроизводящих регионов - Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев, Оренбургской и Новосибирской об­ластей, а также Республики Татарстан приходится основная прибыль в 11,2 млрд. рублей, из нее на Краснодарский край падает более четверти. Шестьдесят регионов за 2000 год получили убыток от сельского хозяйства.

Основным недостатком системы поддержки АПК является несовершенство правовой базы, что делает поддержку нестабильной и зависимой от субъективных решений, снижает ее эффективность. Выплаты обесценивались инфляцией и зачастую доставались не сельскохозяйственным товаропроизводителям, а смежным с сельским хозяйством монополизированным отраслям.

Малоэффективными являлись попытки оказать поддержку агро­промышленному производству через механизмы кредитования сельхозтоваропроизводителей на приобретение различных ресурсов для проведения сезонных работ (весенний сев, заготовка кормов, уборка урожая).

Цены на нефтепродукты, поставленные на условиях товарного кредита, оказывались на 20-30 % выше рыночных. Для многократного "прокручивания" бюджетных средств, с целью получения прибыли, коммерче­ские банки и нефтяные компании задерживали поставки горюче-смазочных материалов.

Для многих сельскохозяйственных предприятий банковский кредит остается недоступным из-за их тяжелого финансового поло­жения. В 1999-2000 годах выданные сельскому хозяйству кредиты состав­ляли менее 1 % от всех банковских кредитов по России, что свидетельствует практически об исключении сель­ского хозяйства из системы банковского кредитования. Важным условием улучшения финансового обеспечения сельского хозяйства является развитие кредитной кооперации. Речь о кредитных кооперативах идет давно, но без поддержки государства здесь не обойтись.

Для сельхозтоваропроизводителей с 1991 года действует система льготного налогообложения, развитие которой в сочетании с другими видами государственной поддержки может способствовать приоритетному функционированию этой отрасли. Пока же реального влияния на положение дел в сельском хозяйстве эти льготы не оказали.

В настоящее время взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками, дестабилизирует экономику сельхозпредприятий, влечет за собой рост кредиторской задолженности, сокращение уровня оплаты труда работников и другие негативные последствия.

С целью оказания помощи сельскому хозяйству с 1994 года осуще­ствляется поставка АПК машиностроительной продукции на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием государственного ли­зингового фонда, использование бюджетных средств для финансирования лизинга является одной из форм прямого субсидирования АПК.

Лизинг (от англ. equipment leasing – аренда с отчуждением на срок аренды), передача в аренду (как правило, долгосрочную и среднесрочную) средств производства на условиях возвратности с возможностью последующей их продажи арендатору за обусловленную цену с учетом ранее выплаченных за аренду сумм.

Отношения сторон оформляются лизинговым контрактом, в котором обусловлены: сумма и срок действия соглашения, размер арендной платы, процентная ставка, периодичность платежей, остаточная стоимость имущества по окончании срока аренды, условия возврата лизинговой компании или покупки взятого в аренду имущества после истечения действия контракта.

В период действия контракта сданное в аренду имущество принадлежит на праве собственности лизинговой компании, а право использования этого имущества – лизинговому получателю.

Платежи по лизинговому контракту могут иметь денежную форму, компенсационную форму, смешанную форму. Расчеты предусматриваются при этом по фиксированной общей сумме (зафиксированная в контракте общая сумма выплачивается в течение всего периода действия контракта в согласованные сторонами сроки) с выплатой аванса (депозита), после чего в согласованные сроки выплачивается по частям оставшаяся сумма: уплата остаточной стоимости имущества (при его покупке арендатором) – единовременно, после окончания действия лизингового контракта и оформления договора купли-продажи, или частями как дополнительная сумма при внесении контрактных платежей.

Лизинг взаимовыгодная для всех участников трехсторонняя сделка. Для арендатора, особенно при ограниченных инвестициях, это возможность получить современное оборудование или другое имущество без вложения крупных собственных средств за счет привлечения капитала из внешних источников, а также способ ускорить обновление техники и технологических процессов при выкупе необходимого набора материальных ресурсов по минимальным ценам (номинальная или остаточная стоимость по истечении действия лизингового контракта).

Предприятие-изготовитель (или структура, владеющая соответствующим имуществом) посредством лизинга может решить свои проблемы при затруднениях сбыта на рынке, в том числе из-за недостаточного платежеспособного спроса и высокой цены реализуемой продукции. Лизинговая компания, а также кредитующие или создающие ее коммерческие банки могут путем лизинговых операций выгодно вложить капитал и достаточно эффективно размещать свободные денежные активы.

Лизинг получил широкое распространение в мире. Так, в США его доля производственных инвестициях составляет более 25%; в Японии в сфере управления используется по лизингу 90% новых компьютеров.

Лизинг финансовый, разновидность лизинга, имеющая специфику по степени окупаемости. Предполагает полную окупаемость в течение срока действия одного контракта: в этот период происходит полная выплата лизинговой компании стоимости арендованного имущества и процентов, дающих лизингодателю прибыль от лизинговой операции. Лизинговая фирма заключает в таком случае два договора – с изготовителем (владельцем) на закупку имущества и с арендатором о сдаче его в аренду, причем последний может быть, расторгнут в течение основного срока аренды (срока, необходимого для погашения стоимости арендного имущества и возмещения расходов лизинговой фирмы). Лизинг финансовый наиболее широко применяемая форма лизинга, при которой срок аренды совпадает со сроком полной амортизации арендуемого имущества.

Установленные льготы делают проводимые лизинговые операции для сельских товаропроизводителей более выгодными в сравнении с любыми существующими видами приобретения имущества.

Получение техники на условиях лизинга является для сельхозтова-ропроизводителей основным источником ее пополнения. Однако поставка техники по лизингу покрывает только 3-4% ее потребности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государствен­ном регулировании агропромышленного производства» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.98 г. № 1399 «О государст­венном регулировании страхования в агропромышленном производстве» предусмотрена государственная поддержка сельскохозяйственных това­ропроизводителей при страховании урожая сельскохозяйственных культур в виде уплаты за счет средств федерального бюджета 50 % стра­ховых взносов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать