Дознаватель уполномочен:
• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение
Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.
Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.
Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Дознание первого вида представляет собой производство органом дознания указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят не более 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознание второго вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предварительного следствия. Материалы дознания в этих случаях являются основанием для рассмотрения дела в суде
Основными процессуальными актами при предварительном расследовании, являются постановления и протоколы.
Постановление - это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания.
Протокол - это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.
Дознание — вид предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.
В соответствии с УПК органами дознания являются:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;
4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;
6) органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспортом товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения и невозвращением на территорию России предметов художественного, исторического, археологического достояния народов: Российской Федерации.
Деятельность органов дознания бывает двух видов.
Первый вид — дознание как первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия.
После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного следствия. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
По отдельным преступлениям орган дознания производит подготовку материалов для суда в протокольной форме.
Все указания прокурора по делу органом дознания должны быть выполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.
III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания
1. Функции предварительного следствия
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Следователь - должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией.
Полномочия следователя: право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий; привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.
Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.
Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.
Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.
Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.
Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.
Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов.
Компетенция следователей различных ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.
Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.
С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.