Следствие и дознание

Дознаватель уполномочен:

• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дейст­вия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о пре­ступлениях, по которым производство предварительного следствия не обяза­тельно.

Дознание первого вида представляет собой производство органом дозна­ния указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознания немед­ленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят не более 10 суток со дня возбуждения дела.

Дознание второго вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предвари­тельного следствия. Материалы дознания в этих случаях являются основани­ем для рассмотрения дела в суде

Основными процессуальными актами при предварительном расследова­нии, являются постановления и протоколы.

Постановление - это процессуальный документ, в котором выражается ре­шение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производ­стве предварительного следствия или дознания.

Протокол - это процессуальный документ, в котором отражаются ход и ре­зультаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.

Дознание — вид предварительного расследования пра­вонарушений, неотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следов преступления.

В соответствии с УПК органами дознания являются:

1)  милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и началь­ники военных учреждений — по делам обо всех преступ­лениях, совершенных подчиненными им военнослужа­щими, а также военнообязанными во время прохожде­ния ими сборов; по делам о преступлениях, совершен­ных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3)  органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совер­шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по де­лам о преступлениях, совершенных в расположении ука­занных учреждений;

5)  органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

6)  органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам о нарушении режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима и режима в пунктах про­пуска через Государственную границу РФ, а также по      делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7)  капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;                                   

8)  таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспор­том товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной тех­ники, оружия массового уничтожения и невозвращени­ем на территорию России предметов художественного, исторического, археологического достояния народов: Российской Федерации.

Деятельность органов дознания бывает двух видов.

Первый вид — дознание как первоначальный этап рас­следования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неот­ложные следственные действия для раскрытия преступ­ления и обнаружения преступника, после чего дело пе­редается следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю орган дознания мо­жет проводить по нему следственные и розыскные дей­ствия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представи­лось возможным обнаружить лицо, совершившее пре­ступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного след­ствия. Материалы такого дознания являются основани­ем для рассмотрения дела в суде.

По отдельным преступлениям орган дознания про­изводит подготовку материалов для суда в протокольной форме.

Все указания прокурора по делу органом дознания должны быть выполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать их выше­стоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.



III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания

1. Функции предварительного следствия


Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: бы­строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ­ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь - должностное лицо соответствующего ведомства, специаль­но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст­венной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас­следования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; приме­нение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъ­ектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качест­ве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресе­чения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые на­правлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для после­дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам доз­нания производство следственных и розыскных действий; привлечение орга­нов дознания к производству отдельных следственных действий, которые про­водит он лично.

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следова­телями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о про­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ния содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и усло­вий, способствовавших совершению преступления.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно про­изводство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.

Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должно­стными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных ор­ганов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Воору­женных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому поло­жению к военнослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, вод­ного судна или железнодорожного состава и др.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов.

Компетенция следователей различных  ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, кото­рые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шении преступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступ­ления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для вы­полнения этого следователи наделены специальными полномочиями, пере­чень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведен­ных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать