Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ.
А также прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.
К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и других преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:
- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для после дующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;
- обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.
Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.
Правом осуществления предварительного следствия по уголовным делам наделены также руководители следственных подразделений при органах внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции (п. 6а ст. 34, ст. 127 УПК РСФСР). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.
2. Полномочия органов дознания
Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции.
Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности.
Общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является: выполнение одних и тех же задач при производстве дознания; осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом; проведение дознания под надзором прокурора; возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.
Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В случае обнаружения признаков преступлений, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который, начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.
По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Лицо, производящее дознание, - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности.
Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо, производящее дознание.
Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности.
В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. В районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, а также подготовку материалов в протокольной форме.
Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.
УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:
- милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
- органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;