Мощным источником обновления производственной деятельности, прежде всего служат прямые инвестиции. Они способствуют внедрению новых управленческих и организационных навыков хозяйствования в принимающей стране, включению в производственный процесс современных технологий, росту рабочих мест и генерации ее экономического потенциала. Привлекательность такой формы движения капитала состоит еще и в том, что они не создают внешней задолженности.
За последние десятилетия радикальные изменения можно было наблюдать не только в структуре, но и в направлениях инвестиционных потоков. Если в 60-е, 70-е и даже 80-е годы основная часть этих потоков приходилась на банковские кредиты и займы, то в 90-е годы начинают преобладать прямые и портфельные инвестиции, которые направляются в развивающиеся страны благодаря позитивным переменам в их экономической политике.
Изменились и цели зарубежных капиталовложений. Если до середины ХХ века основным мотивом ведущих компаний было стремление получить доступ к природным ресурсам, то в дальнейшем они стали ориентироваться на производство готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. В конце 70-х – начале 80-х годов инвестиции направляются уже на производство и сборку компьютеров, средств коммуникаций и другого высокотехнологичного оборудования. Начало же 90-х годов было знаменовано ростом транснациональных корпораций (ТНК), которые занимаются сервисным бизнесом; в это же время растет численность банков, страховых компаний, риэлтерских агентств и др.
Наиболее значимым развитие инвестиционной деятельности становится для стран с переходной экономикой, так как это позволяет сглаживать объективно существующие экономические и социальные проблемы, придавать дополнительный импульс общественному развитию. Собственно через инвестиционные процессы реализуется способность общества противостоять внутренним и внешним факторам дезорганизации, осуществляется более рациональное его функционирование и развитие. То есть инвестиции обеспечивают материальную основу существования государства и выполнение им своих основных функций.
В наиболее общем виде инвестиции можно определить как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения конкретных результатов. Их основная направленность состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии промышленного производства, раскрытие содержания инвестирования как целостной системы является основополагающей теоретической предпосылкой для любой антикризисной концепции развития.[33]
Инвестиция как экономическая категория может рассматриваться в различных аспектах:
- как носящая всеобщий, базисный, объективный характер, которая отражает уровень развития промышленного производства и определяется совокупностью складывающихся экономических отношений;
- она включает в себя понимание исторического характера и диалектической природы инвестиций;
- используется как синтетическое понятие, то есть позволяющее объединять ресурсы разной природы и синхронизировать внутренние и внешние факторы развития;
- и, наконец, комплексный характер данной категории связан с тем, что здесь сведены воедино действия практически всех экономических рычагов и стимулов.
В качестве основных функций инвестиций, выделяемых экономической теорией, могут быть названы: регулирующая, распределительная, стимулирующая и индикативная. Но глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что отечественное предпринимательство не способно обеспечить значительного экономического успеха. Это главный аргумент, который должен служить основанием для открытия национальных границ к массовому притоку зарубежных капиталов.
Проблема инвестиций давно и широко изучается мировым сообществом – как в теоретическом, так и прикладном ее аспектах, достаточно полно выявлены многие ее позитивные, а равно и возможные негативные результаты. Однако, несмотря на это трудно найти более противоречивый объект для дискуссий. Причем стойкое неприятие иностранных инвестиций и совместного бизнеса в широких масштабах по сей день, сохраняют отдельные государства, к числу которых относится и Россия.
Противники внешних инвестиций в нашей стране, прежде всего, опасаются серьезных осложнений. В наиболее общем виде они могут быть определены как: попытки зарубежных корпораций "сбросить" в принимающую страну устаревшее и экологически "грязное" промышленное производство; поставить под свой контроль национальные производства с целью укрепления своих конкурентных позиций на мировом рынке; получить неоправданный выигрыш за счет социальной сферы. К тому же иностранные фирмы могут вызывать острую конкурентную борьбу на российских рынках, которая окажется не по силам отечественным производителям.
Но главным аргументом здесь должно быть то, что ключевые интересы зарубежных компаний могут расходиться с национальными интересами принимающей страны, и в результате в ней не будут развиваться стратегически важные отрасли производства, в частности машиностроение. Хотя к настоящему времени в мире накоплен большой опыт противостояния подобным тенденциям, позволяющий осуществлять действенный контроль над всеми негативными последствиями использования иностранного капитала.
Выразители другой точки зрения часто обращают внимание на тот факт, что привлечение в страну прямых иностранных инвестиций могло бы оказать на российскую экономику более положительное влияние, чем заимствование за рубежом кредитов, тем более, что расходование этих средств зачастую было не эффективным и, в конечном счете, приводило к увеличению государственного долга.
До настоящего времени в России так и не создано благоприятных условий для притока зарубежного капитала, и во многом это связано с переживаемой нашей страной экономической депрессией, системным кризисом. Противостоять же его развитию было легче в первые годы экономических преобразований – и именно с помощью массового притока прямых иностранных инвестиций.
Проблема управления процессом инвестиционной деятельности занимает одно из ключевых моментов в инвестиционной политике. В экономике переходного периода принципы планирования и управления данным процессом оказываются более сложными, приобретая иной специфический характер.
Трудности управления инвестиционной деятельностью в первую очередь связаны с не вполне четким осознанием, что западные формы и методы инвестиционной деятельности, используемые в стабильной экономике, не могут быть однозначно использованы в отечественной экономике, тем более, переходного периода.[18] Предлагаемая система управления инвестиционной деятельностью включает в себя ряд принципиальных решений, носящих общий характер.
Как показал опыт ряда стран Центральной и Восточной Европы, проведение инвестиционной политики должно подкрепляться принятием соответствующих норм. В дополнение к ним должны создаваться специализированные агентства по решению проблем инвестирования, предоставлению отечественным и зарубежным корпорациям помощи в процессе реализации проектов и реальной информации о положении дел в экономике.
В течение 90-х годов российская законодательная система пополнилась большим числом законодательных актов, направленных на создание более благоприятного инвестиционного климата: Закон «О собственности»; «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; «О компаниях с ограниченной ответственностью»; «Об иностранных инвестициях» и др.
В июне 1999 г. принимается новый Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющий условия предпринимательской деятельности на территории России, основные гарантии прав иностранных инвесторов и получаемые от них доходы и прибыль. Его целью явилось стремление улучшить инвестиционный климат и привести правовой режим для иностранных инвестиций в соответствие нормам международного права и практики инвестиционного сотрудничества. Здесь же были предусмотрены и ограничения, необходимые для защиты основ конституционного строя в России и обеспечения ее безопасности.
Один из основных принципов в экономике переходного периода заключается в том, что России следует активизировать свои усилия, направленные на региональную интеграцию.
Хронический недостаток средств в федеральном бюджете для инвестиционной поддержки территорий, отсутствие должного внимания со стороны Центра к нуждам регионов, невыполнение уже согласованных инвестиционных программ заставляют области и края Федерации искать собственные пути для привлечения иностранных инвестиций. Регионы берут на себя обязательство давать гарантии иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в экономику региона, стимулируя тем самым приток их капитала.
К сожалению, сегодня в России нет достаточно развитой региональной инвестиционной политики.
Как свидетельствует зарубежный опыт, главной составляющей в управлении инвестиционной политикой является формирование открытой экономики и создание режима наибольшего благоприятствования.
Не маловажное значение имеет развитие системы государственных и негосударственных страховых фондов, которые гарантировали бы возврат инвестиций в случае, например, национализации частной собственности. Особое внимание необходимо уделять исследованию и разработке оптимальных финансовых и прежде всего налоговых схем, позволяющих наилучшим способом осуществлять инвестиционную деятельность.
Вопросы, связанные с налогообложением имущества иностранных компаний в России, конечно, имеют свои особенности и отличаются от общего порядка налогообложения, установленного для российских предприятий. Они отражают специфику осуществления деятельности в России нерезидентами, особенности учета имущества, начисления износа, оценки для целей налогообложения и т.д. связаны, кроме того, с наличием международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
Необходимо разрешить и такие серьезные проблемы в российской экономике, как: латентную нестабильность валюты и самой банковской системы, опасность роста инфляции, а главное, необходимость урегулирования проблемы задолженности, без чего невозможно обслуживать имеющиеся внешние долги.
В силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации и высокой степени инвестиционного риска в стране проявляются новые формы инвестиционной деятельности. В частности, иностранными инвесторами, а также отечественными заинтересованными структурами предлагаются и активно разрабатываются опосредованные формы инвестиционной деятельности. Понятие опосредованные или косвенные инвестиции описывает особую инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, отличную по форме от прямых и портфельных инвестиций и нередко принимающие формы движения капитала, товаров и услуг.
Несмотря на большие трудности и высокий уровень риска, иностранные инвесторы, тем не менее стремятся закрепиться на российском рынке. К примеру, не желая рисковать своими средствами, иностранные инвесторы сначала формируют структуру для будущей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация стабилизируется. Такое их поведение объясняется желанием оказаться готовыми к немедленному развертыванию своей деятельности, как только обстановка для этого станет благоприятной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13