В 1999 году появилась дополнительная возможность направления средств на строительство социальных объектов, объем непромышленного строительства по сравнению с 1998 годом возрос в 3,6 раза. Выполнены целевые задачи 1999 года: ввод в эксплуатацию первой очереди пускового комплекса рудника «Интернациональный», завершено строительство комплекса автобазы технологического транспорта на карьере «Юбилейный», введена в эксплуатацию пилотная фабрика на Накынском месторождении алмазов, завершены работы по инженерным магистральным сетям г. Мирного. Введён ряд объектов жилья и соцкультбыта – православный храм на 400 прихожан в г. Мирном, баня на 36 мест в г. Мирном, детский сад на 185 мест в п. Айхал, спальный корпус на 50 мест в лагере отдыха «Орлёнок», 16-квартирный жилой дом в г. Мирном, 12- квартирный жилой дом в п. Алмазный, 2-квартирный жилой дом в п. Дорожный, 42- квартирный жилой дом в п. Небуг Краснодарского края. За последние ряд лет наблюдается тенденция к снижению объёма незавершённого строительства.
Кроме того, инвестиционную политику определяет проводимая ликвидация последствий стихийных бедствий, в том числе в городе Ленске.
До начала зимы в Ленске, наиболее пострадавшем от паводка, и в других населенных пунктах предполагается построить 3200 новых квартир и домов. Финансирование будет осуществляться за счет трех бюджетов - федерального, республиканского и средств алмазодобывающей компании АЛРОСА.
3. Экономический механизм взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг
3.1. Рынок инвестиций, его сущность в современной экономике
Движение капиталов может осуществляться в различных его формах, отражающих многообразные потребности экономики. Наиболее традиционной из них выступают государственные и частные кредиты и займы, предоставляемые правительствам стран с переходной экономикой. Кроме того, использование международных инвестиций может помочь решить проблему финансирования.
Факторов, препятствующих притоку иностранного капитала в Россию, более чем достаточно, но без внешних инвестиций нашей стране не преодолеть экономической отсталости и не решить вопросов повышения эффективности отечественного производства, не поднять основные его отрасли.
Из рыночных форм мировых потоков капитала в последние годы широкое распространение получают прямые и портфельные иностранные инвестиции, благодаря которым формируются прочные производственные связи между отдельными странами, осуществляется модернизация промышленности и укрепляются конкурентные позиции стран-получателей капитала на мировых рынках.
Мощным источником обновления производственной деятельности прежде всего служат прямые инвестиции. Они способствуют внедрению новых управленческих и организационных навыков хозяйствования в принимающей стране, включению в производственный процесс современных технологий, росту рабочих мест и генерации ее экономического потенциала. Привлекательность такой формы движения капитала состоит еще и в том, что они не создают внешней задолженности.
За последние десятилетия радикальные изменения можно было наблюдать не только в структуре, но и в направлениях инвестиционных потоков. Если в 60-е, 70-е и даже 80-е годы основная часть этих потоков приходилась на банковские кредиты и займы, то в 90-е годы начинают преобладать прямые и портфельные инвестиции, которые направляются в развивающиеся страны благодаря позитивным переменам в их экономической политике.
Изменились и цели зарубежных капиталовложений. Если до середины ХХ века основным мотивом ведущих компаний было стремление получить доступ к природным ресурсам, то в дальнейшем они стали ориентироваться на производство готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. В конце 70-х - начале 80-х годов инвестиции направляются уже на производство и сборку компьютеров, средств коммуникаций и другого высокотехнологичного оборудования. Начало же 90-х годов было знаменовано ростом транснациональных корпораций (ТНК), которые занимаются сервисным бизнесом; в это же время растет численность банков, страховых компаний, риэлторских агентств и др.
Наиболее значимым развитие инвестиционной деятельности становится для стран с переходной экономикой, так как это позволяет сглаживать объективно существующие экономические и социальные проблемы, придавать дополнительный импульс общественному развитию. Собственно через инвестиционные процессы реализуется способность общества противостоять внутренним и внешним факторам дезорганизации, осуществляется более рациональное его функционирование и развитие. То есть инвестиции обеспечивают материальную основу существования государства и выполнение им своих основных функций.
В наиболее общем виде инвестиции можно определить как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения конкретных результатов. Их основная направленность состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии промышленного производства, раскрытие содержания инвестирования как целостной системы является основополагающей теоретической предпосылкой для любой антикризисной концепции развития.
В качестве основных функций инвестиций, выделяемых экономической теорией, могут быть названы: регулирующая, распределительная, стимулирующая и индикативная. Но глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что отечественное предпринимательство не способно обеспечить значительного экономического успеха. Это главный аргумент, который должен служить основанием для открытия национальных границ к массовому притоку зарубежных капиталов.
3.2. Определение перспективной специализации хозяйственного комплекса города
После определения стратегических целей развития города, для изыскания источников инвестиций необходимо разработать план перспективной специализации хозяйственного комплекса города.
В числе центральных вопросов, которые возникают при разработке плана перспективной специализации хозяйственного комплекса города находятся следующие:
§ какие отрасли и производства, какие фирмы желательно развивать в городе и привлекать в город, чтобы добиться поставленных стратегических целей,
§ конкурентоспособен ли город, привлекателен ли он для выявленных желательных отраслей,
§ по каким направлениям расходовать ограниченные ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность города для наибольшего числа желательных производств.
При решении этого вопроса можно воспользоваться одним из вариантов методического подхода – профилизацией. Профилем города можно назвать структуру хозяйственного комплекса города, отражающую его функциональную специализацию. Нужно различать сложившийся, фактический профиль, который может отражать устаревшую или изначально неэффективную специализацию и научно обоснованный перспективный профиль, формирующийся с учетом объективных факторов конкурентоспособности города.
Под профилизацией предлагается понимать целенаправленное изменение структуры хозяйства города в направлении увеличения доли отраслей и производств, соответствующих местным факторам производства и оказывающих благоприятное влияние на интегральные характеристики экономического комплекса города. Другими словами, профилизация - увеличение доли профильных отраслей в экономике города, происходящее в результате реализации Стратегического плана. Перепрофилизация - частный случай профилизации, предполагающий коренное изменение профиля.
Под профильной отраслью понимается производство, которое соответствует обоснованному хозяйственному профилю города, содействует достижению стратегических задач развития города, оптимально использует комплекс местных факторов производства и способно эффективно развиваться в городе. По степени профильности отрасли и предприятия могут ранжироваться на несколько групп, например:
1. высокопрофильные,
2. потенциально профильные,
3. нейтральные,
4. непрофильные.
На основе информации о степени профильности размещенных или претендующих на размещение в городе отраслей местные власти могут дифференцировать применительно к ним свою экономическую политику.
Формально задача оценки профильности предприятия состоит в классификации всего множества хозяйственных объектов, расположенных в городе и могущих разместиться в нем, на ряд групп, различающихся по требуемым воздействиям в рамках селективной экономической политики. При этом, прежде всего интерес представляет выявление высокопрофильных и потенциально профильных предприятий, которые могут стать объектом интенсивного содействия со стороны местных властей в целях расширения их присутствия в экономике города.
Отличительная особенность развиваемого подхода состоит в обеспечении неразрывной связи между этапом получения оценок профильности и этапом их использования для выработки мероприятий экономической политики, направленных на регулирование структурного развития города. Оценка профильности понимается как прикладная задача, необходимая для определения первоочередных направлений структурных сдвигов и выявления наиболее чувствительных точек воздействия на повышение эффективности структуры хозяйства города. Профильность рассматривается в таб. 3.2.1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13