6. Расширение участия России в перспективных многосторонних экономических проектах в регионе может позволить более успешно решать и проблемы национальной экономики.
7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной степени повысить эффективность российского импорта. Качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиатские страны обладают собственными или адаптированными западными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом использованы в России.
Наиболее перспективным российским регионом в деле развития сотрудничества со странами АТР является огромный по площади, богатый ресурсами Дальний Восток, который является географическим продолжением динамично развивающегося "тихоокеанского кольца", естественным выходом России в АТР.[3]
Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотехнологичной и мобильной экономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ территориального и мирового разделения труда. В настоящее время в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и оборудования в последние годы приходилось менее 10 процентов. Та же тенденция в развитии и использовании экспортного потенциала присуща и регионам Дальнего Востока.
Заключение
В условиях перехода к открытой экономике деятельность России во внешнеэкономической сфере существенно расширяется. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Необходимо отметить, что наши партнеры в настоящее время проявляют заинтересованность, прежде всего, в создании совместных предприятий в области разработок топливно-энергетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ инвесторов к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и технологию не только для расширения мощностей добывающих отраслей, но и для глубокой комплексной переработки.
Проекты международного экономического сотрудничества, в частности, со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:
— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые проекты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строительство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";
— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инвестиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организаций:
— инвестиционные проекты регионального значения, требующие поддержки со стороны местных администраций.
Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т., газа — до 18,9 млрд. куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.
Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную перспективу необходимо решение следующих основных задач:
— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расширению экспорта традиционных товаров;
— привлечение необходимых иностранных кредитных ресурсов в целях решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных проектов инвестиционного сотрудничества;
— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;
— развитие рыночных принципов осуществления хозяйственных взаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных производителей, содействие переходу к экономике открытого типа, постепенное и обоснованное сближение структуры внутренних и мировых цен, поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;
— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при условии совершенствования ее технологии.
В числе возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговых обменов можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество.
Список использованных источников
1. О чрезвычайной ситуации, сложившейся в Хабаровском крае, в связи с хищениями черных, цветных металлов с целью реализации в качестве металлолома: Постановление главы администрации Хабаровского края от 08.02.99 №59.
2. Абрамов А. Конъюнктура рынка черных металлов стран АТР// Дальний Восток России, - 1997, №1 с. 40-45.
3. Адно Ю. Россия на мировом рынке черных металлов// МЭМО, - 1999, №8 с. 128-139
5. Анчуков Н. Национальная безопасность Росси сегодня и в XXI веке. // Проблемы теории и практики управления, 2000, №9;
6. Бусыгина И. Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№5.
7. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: учебник. – М.: Банки и биржи, - 1996, 501 с.
8. Глухова М.Н. Современный мировой рынок цветных металлов// Внешнеэкономический бюллетень, - 2000, №9 с.61-66.
9. Гордон М. Снабжение и сбыт// Риск, - 1997, №3-4, с. 48-53.
10. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: «Дело», 2000;
11. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. 2 изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998, 336 с.
12. Иноземцев В. Глобализация национальных хозяйств и экономический кризис // Проблемы теории и практики управления, 1999, №3;
13. Липсиц И.В. Пять правил ценообразования, или как победить на рынке// Экономика и жизнь, - 1997, №34, с. 28.
14. На мировых рынках основных цветных металлов // БИКИ, - 1998, №87 с.14-15.
15. Ситарян С.А. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности // Проблемы прогнозирования. – 2000. - №6.
16. Соколов В.М., Ягольницер М.А. Толлинговый плацдарм российского алюминия: промышленное производство// ЭКО, - 1997, №8 с.73-93.
17. Средин В. СНГ и мировое хозяйство: перспективы и трудности взаимодействия // Проблемы теории и практики управления, 1999, №6;
18. Фаттрелл Ч. Основы торговли: пер. с англ, - Тольятти: Издательский дом Довгань, - 1995, - 720с.
Список использованных источников
1. И.Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№5.
2. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1999.-№3
3. Расположение производительных сил. - М.: «Экономика» 1994
4. С. А. Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.
5. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№4
6. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 1997 №7
[1] Источник: Ценовые шоки на международном рынке сырьевых товаров // Эксперт, 2000. - №9.
[2] Мировая экономика и международные отношения, 2001. - №7
[3] Проблемы прогнозирования, 1996. - №6.