В ряде стран существуют также коллективные («народные») предприятия, перешедшие тем или иным способом в собственность коллектива. Трудовой коллектив, будучи собственником, участвует в управлении производством.
От отношений на рынке зависят распределительные отношения. Их суть—пропорции, в которых произведённый продукт распределяется между участниками производства, а также людьми, не участвовавшими в нём. Часть стоимости, созданной трудом наёмных работников, и в наше время оказывается в руках собственников производства. Однако в развитых странах современного мира такое положение не совпадает с понятием эксплуатации. Эта стоимость разделяется как бы на три потока.
Одна часть расходуется на расширение производства, что отвечает потребностям производства.
Другая часть изымается через систему налогов в государственный бюджет и используется для содержания государственного аппарата, а также для социальной помощи бедным, безработным и др., на другие общественные нужды. В развитых странах Запада (западной цивилизации) развёртываются обширные правительственные программы, содействующие росту уровня жизни, развитию образования и здравоохранения. Созданы национальные системы социального обеспечения. Например, в Австрии в 70-х гг. были повышены пенсии, школьники стали бесплатно получать учебники и пользоваться различными видами транспорта, стали регулярно проводиться медосмотры на производстве и в учебных заведениях.
Третья часть включает в себя плату за организацию производства, т. е. вознаграждение за высококвалифицированный управленческий труд капиталиста-организатора или нанятого капиталистом менеджера (управляющего).
Оставшаяся от всех этих затрат часть стоимости представляют собой чистый доход собственника капитала и предприятия.
Для огромной массы наёмных работников, имеющих акции, получаемые ими дивиденды являются скромным дополнением к трудовым доходам, стимулируют их труд, заинтересованность в результатах деятельности корпорации. Основной доход рабочие получают в форме заработной платы.
В современных условиях владельцы предприятий применяют различные системы оплаты труда, направленные на поощрение количественного и качественного роста производства, стремятся заинтересовать рабочих в наибольшей отдаче.
В кооперативах разных стран доходы их членов зависят от результатов хозяйственной деятельности коллектива. Избранные членами коллектива органы управления устанавливают систему распределения доходов предприятия. Чем выше доход кооператива, тем больше могут быть заработки его членов. Доход же отдельного работника зависит не только от дохода кооператива, но и от его личного трудового вклада.
В частных хозяйствах, основанных на личном труде, доходы зависят от эффективности их ведения. Поскольку продукты производятся на продажу, то результаты действия любого предприятия находятся в прямой зависимости от складывающихся на рынке цен.
Развитие общества показало возможности двух существенно различающихся вариантов организации экономической жизни. Один из них- рыночная экономика, другой- командная экономика. В рыночной экономике вопросы, что, для кого и как производить, производитель решает самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке.
В командной экономике все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Эти решения находят отражение в государственных планах экономического развития, которые товаропроизводители должны строго выполнять.
Свободный рынок характеризуется тремя главными признаками:
1) нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве им произвести);
2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет что и сколько приобрести);
3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение.
При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения. Они определяют соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке.
Колебания цен влияют на деятельность товаропроизводителей. Выше цена (при определённых неизбежных издержках производства)—больше прибыль; ниже цена—прибыль уменьшается. Если цена на товар растёт, его производить выгодно: это побуждает к расширению производства. Однако поступление большого количества одинакового товара означает увеличение предложения, и если спрос соответственно не растёт, то цена снижается, т. е. спрос и предложение уравновесятся на более низком ценовом уровне, и производство данного товара может стать невыгодным. Товаропроизводители будут искать возможности производства более выгодного товара.
Также рынок побуждает к снижению производственных затрат (хозяйствовать более экономно), а также к совершенствованию техники, повышению производительности труда. Напротив неэкономное ведении дела, низкая производительность труда делают производство невыгодным, а возможно, и убыточным. В таком случае грозит разорение.
Итак, экономические законы стимулируют тех производителей, у которых индивидуальные издержки производства ниже общественно необходимых, т. е. средних, в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершенствование техники и технологии, регулируют распределение ресурсов для производства тех или иных товаров, а в результате делают выгодным производство тех товаров, которых недостаёт и, следовательно, спрос на которые превышает предложение. Это и есть рыночный механизм регулирования пропорций производства. Вместе с тем дифференциация товаропроизводителей: одни обогащаются, другие беднеют или терпят банкротство.
Это была характеристика рынка товаров. Но в рыночной экономике действуют ещё рынки труда и капитала.
Рынок труда имеет те же три признака, что и рынок товаров: спрос, предложение, цена. Что же здесь продаётся? Тот особый товар, о котором говорилось ранее,- рабочая сила. Действует тот же механизм спроса и предложения. Если на рынке труда много специалистов определенной профессии, а потребность в них невелика, то зарплата им предлагается невысокая, а часть их остаётся без работы. Напротив когда большой спрос на работников какой-то специальности, а на рынке труда получить эту работу мало, предприятия соглашаются на долее выгодные для работников условия.
Рынок капитала, как и два рассмотренных типа рынков, означает предложение и спрос, но в качестве товара здесь выступают ценные бумаги, валюта. Так, акции, о которых уже говорилось, продаются и покупаются, кстати, не обязательно теми, кто работает на предприятии, выпустившем их. Если дела предприятия идут хорошо и прибыль его велика, то акции пользуются спросом и продаются по цене выше их номинальной цены, например акция стоимостью 1000$ будет стоить 1300$. И наоборот, когда акционерная компания несёт убытки, и держатели акций стремятся, избавиться от них, то цена на них падает ниже номинальной.
В зависимости от состояния экономики, какой- либо страны её валюта (доллары, марки, рубли) обмениваются на другие валюты в той или иной пропорции.
Научно- техническая революция неизмеримо увеличила ценность знаний. Поэтому становится выгодным продавать и покупать информацию, знания о способах деятельности, новых технологиях и т. п. На этой основе развивается рынок информации.
Большую роль в функционирование рынка играют специальные учреждения- биржи. Товарная биржа- это форма рынка товаров, продающихся большими партиями, как правило, по образцам. Фондовая биржа даёт возможность покупать и продавать ценные бумаги, валютная биржа- иностранную валюту. Биржа труда осуществляет посреднически операции на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.
Особую роль в рыночной экономике играют банки. Банком называют финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов. Банк также выступает посредником во взаимных платежах и расчетах своих клиентов. Прибыль банка формируется из процентов, получаемых за кредит.
Между товаропроизводителями идёт борьба за “ доллар потребителя”. Она называется конкуренцией. Побеждает в этой борьбе тот, кто смог повысить производительность труда, расширить производство, произвести товары более высокого качества. Иными словами, побеждает тот, кто снижает издержки, а также улучшает потребительские свойства товаров.
В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей. Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других товаропроизводителей, и каждый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой товар, используя для этого рекламу, стараясь предать товару внешне привлекательный вид. Потребитель же может приобрести товар лучшего качества и подешевле, поскольку его возможности ограничены. Какой фирме он отдаст деньги? У кого предпочтёт купить платье, пару обуви, радиоприёмник? Его решение зависит от многих условий.
Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. А чтобы обойти конкурентов, нужно постоянно предлагать на рынок новые товары, которых нет у соперников, постоянно давать новую рекламу. В ряде случаев для того, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены. Тот, у которого издержки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные - имеют больше шансов на победу, так как у них больше возможностей для совершенствования производства.
Как вы знаете, в конце XIX века крупные товаропроизводители в ряде стран стали, объединятся в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определенных отраслях большую часть производства товаров. Иными словами, стали монополиями. Суть монополии - экономический диктат путём установления монопольно высоких цен для получения монопольно высокой прибыли.
Экономическая жизнь включает в себя элементы и конкуренции монополии. Возникновение союзов капиталистов не устраняет конкуренции: она происходит и между самими союзами, и между монополистическими союзами и немонополизированными предприятиями. Однако монополия порождает высокие цены, несоответствие спроса и предложения. Вот почему, например, в США уже в конце XIX века появились антитрестовские законы, которые государство использовало для улучшения рыночной системы.