Массовые общественно-политические движения и объединения практически не имеют того организованного оформления, как партии, и являются более аморфными (расплывчатыми) и не стабильными образованиями.
Взаимодействие политических институтов происходит на основе определённых политических норм, к которым относятся правовые нормы, корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Они устанавливают границы допустимого политического поведения. Наиболее важными среди них являются правовые нормы— конституции и базирующиеся на них законы, другие нормативные акты. За отступление от них налагаются государственные санкции. Важное значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, создаваемые общественными организациями и регулирующие отношения внутри них. Их часто называют корпоративными.
Политическая жизнь регулируется и моральными нормами. Столетиями считалось, что политика— дело грязное, однако сегодня всё более осознаётся необходимость нравственного поведения в сфере политике, возврата к таким нравственным ориентирам, как совесть, честь, благородство.
Субъектами политики являются как отдельные личности, так и социальные группы, слои , классы, народности, нации, и всегда они привносят в политику часть своего внутреннего мира— надежды, стремления, интересы, представления о смысле жизни и счастье, которые находят отражение в политической культуру, в политических взглядах, в политических платформах и программах, в политических решениях, в отношении к политическим нормам и в политическом поведении.
Политическая культура чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделённого сознанием. От того, какие политические и нравственные принципы избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс.
В результате взаимодействия указанных компонентов политической системы в обществе складывается определённый политический порядок, или политический режим. История знает демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический порядок признаётся самым прогрессивным из них, так как создаёт условия для подлинной свободы личности, её творчества и самовыражения во всех сферах деятельности. Демократический режим господствует сегодня во многих странах мира, и ему присущи следующие наиболее характерные признаки: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнёров государства; политический плюрализм; полная гласность; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления правительственных решений..
Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторитета. В условиях такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хоть и сохраняется, но значительная его часть не избирается, а назначается. Основными методами государственной деятельности становятся команды и приказы. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.
Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии.
Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается прежде всего в определении целей развития общества, каждой из его сфер, соответственно формируется внутренняя— экономическая, социальная, национальная, культурная— политика государства и внешняя— в области развития отношений между различными странами. Разработка целей, как правило, осуществляется политическими партиями. После победы на выборах в парламент её политический курс принимает характер общеобязательных государственных велений, опирающихся на принудительную силу государства.
Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизует общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса— обработка и использование информации, принятие и реализация решений, контроль за их исполнением.
Косвенное влияние на управленческий процесс оказывают и непартийные общественные организации и союзы, которые выступают в защиту государственной политики или против неё.
Главный институт политической системы— государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
Государственная власть имеет в своём распоряжении профессиональные отряды людей— армию, полицию, и т. п., и потому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.
В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство правовое.
Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нём— право, на втором—государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на все прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан. В ФРГ, например, было возбуждено дело за неуплату налогов против министра экономики, в США- против второго лица в государстве—вице- президента.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы. « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, и на личную неприкосновенность». Но свобода не может быть абсолютной, она предлагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме прав человека. Эта мера должна быть равной для всех. Например человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не допускать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на неё. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию.
В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированны, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким способом свои творческое развитие.
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как своего равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола прав человека, которые становятся ядром правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу его нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют ещё один принцип правового государства.
Правовое государство в отличие от неправового осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т. е. через законы, а не через индивидуальные акты— команды, приказы. Конечно, без последних современному обществу не обойтись, но в правовом государстве они сводятся к минимуму, не противоречат законам и не выходят за их рамки. Кроме того сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.
Для того, чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому служит принцип разделения власти.
Принцип разделения власти - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Но в то же время, если ни одна из трех отраслей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, а торможения. Верховное положение в правовом государстве занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту – представительному выборному органу.
Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти – правительство и подчиненные ему ведомства.
В США – это кабинет при президенте, состоящий из 14 человек – глав исполнительных департаментов. Он не отвечает перед палатами конгресса, и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Однако сдерживание исполнительной власти достигается, во-первых, тем, что конгресс утверждает большинство назначений, сделанных президентом. Во-вторых, он, опираясь на свои контрольные функции, следит за правомерностью деятельности должностных лиц. В еще большей степени конгресс использует свои финансовые полномочия, включая рассмотрение ассигнований правительству на конкретные цели.
Во Франции, в отличие от США, правительство находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно отвечает и перед Национальным собранием (парламентом), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь президент имеет право роспуска Национального собрания.
Существующие во многих странах президентские республики, независимо от модели – американской или французской, предполагает наличие избранного народом «сильного» президента, которому вручается высшая исполнительная власть. Важную роль в борьбе со злоупотреблениями власти играет институт импичмента – привлечения к ответственности президента и других должностных лиц за нарушение закона.
Исполнительная власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин в правовом государстве имеет право обжаловать действия исполнительной власти в независимом суде. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок.
Во всех правовых государствах созданы конституционные суды, обеспечивающие проверку законов и подзаконных актов с точки зрения их соответствия Конституции.
Конечно, и правовые государства мирового сообщества не идеальны. Они складывались по-разному, имеют свои особенности и недостатки. Однако в процессах их формирования прослеживалась общая черта – движение общества к свободе, осознанное стремление обуздать государство-Левиафана, заставив его уважать и защищать права, честь и достоинство личности как высшую ценность.
Заключение.
Мир стоит на пороге нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут какие-нибудь неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже Апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или созидать добро. Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществляется на практике? В конечном счёте это зависит от сознательной и активной деятельности людей.
Список использованной литературы.
Учебное пособие для учащихся 10-11 классов; Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова.