Современный этап мирового цивилизованного развития

Ответ на эти вопросы даёт теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека  в группу, на том же уровне, что и прежняя. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени социальной иерархии на другую. При этом человек может совершать как социальный подъём, так и социальный спуск.

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежащему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоёв общества; почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила своё социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов профессионалов. С другой стороны, в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоёв населения. Похожую картину даёт революция во Франция 1789 г., английская революция в XVII в.

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов: в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнём с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению  вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывает церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоёв: ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Ещё одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Важнейшим элементом социальной структуры— социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Семья очень древний социальный институт, приобретавший на разных ступенях развития различные формы. В обществе не утихают споры о том, какая из существующих форм наиболее жизнеспособна, в большей мере отвечает традициям и национальным особенностям той или иной страны. Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежит главе семейства— отцу. Все остальные члены семьи должны беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

Противники такой позиции были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты.

Современная западная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдаётся предпочтение перед взаимной ответственностью и сплочённостью семьи, что создаёт для неё немалые опасности. В большинстве стран Западной Европы уменьшается число лиц, вступающих в брак, растёт число «свободных союзов» и рождённых в них детей, ослабевает прочность браков.

Возрастает трудовая занятость женщин вне дома. для нашей страны это уже типичное явление. Но и на Западе доля работающих женщин превышает 50-60%. Профессиональные интересы становятся серьёзным конкурентом семейным интересам не только мужчин, но и женщин.

Вместе с тем семья остаётся высшей ценностью, и, чтобы укрепить её позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребёнка выплачиваются единовременные денежные пособия, размеры которых возрастают с каждым последующим ребёнком. Здесь отражается стремление общества и государства к определенной демографической политике, ведущей к росту рождаемости.

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно- общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Так укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.

Значительные сдвиги происходят в развитых странах запада. Одной из тенденций является рост нового среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев низшего и среднего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоёв, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже чем у средней и мелкой буржуазии. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян. Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастёт количество высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой остаётся безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а   в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы не была нам дорога историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живём и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливается взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицание их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Исторически сложившиеся общности людей— род, племя, народность. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические  и культурные связи, создаёт единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, Сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось понятие «этнос». Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающие эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация— наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате объединения, «перемешивания» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племён и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

Начнём с языка, как важнейшего элемента культуры, основной формы проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей.

Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает развитие диалектов). Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводят некоторых учёных к мнению, что язык— несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка— немецкий, французский, итальянский и ретороманский, однако швейцарцы являются единой нацией. Ещё пример: англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык несомненно является одним из факторов влияющих на национальные отношения.

Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы— каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определённой территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями— ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать