Статистика товарооборота розничной торговли

Статистика товарооборота розничной торговли

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5

1.1 Динамика показателей за последние несколько лет………………..11


2. Индексный анализ…………………………………………………………….17

3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31

4. Сущность и понятие товарных запасов и товарооборачиваемости………..34

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...35

Введение

В  современном  обществе   статистика   стала   одним   из   важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает  информацию, характеризующую развитие экономики  страны,  культуры  и  жизненного  уровня народа. С  помощью  статистической  методологии  вся  полученная  информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность  увидеть  стройную систему  взаимосвязей  в  экономике,  яркую  картину  и  динамику  развития, позволяет делать международные сопоставления.

      В  данной  работе  будут  рассмотрены  такие  разделы  статистики  как

статистический  анализ  розничного   товарооборота,   а   также   запасы   и

оборачиваемость товаров.

      Задачи статистики товарооборота  розничной  торговли  должны  отражать процесс  удовлетворения  спроса   населения   на   потребительские   товары, показать, в какой мере  развитие  розничной  торговли  отвечает  требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.

      Статистика  должна  всесторонне  охарактеризовать   выполнение   плана

розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций,  систем  и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить  причины,  обусловившие  тот или иной  уровень  выполнения  плана,  найти  резервы  дальнейшего  развития товарооборота.  К  задачам  статистики  товарооборота   розничной   торговли относятся:

      получение  статистической   информации   о   товарообороте   розничной

торговли"

      анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;

      анализ динамики товарооборота розничной торговли;

      расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;

      анализ  организационной  и  территориальной  структуры   товарооборота

розничной торговли.

      Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и  объективно,  на  научной  основе  охарактеризовать  объем  и структуру продажи товаров населению, выявить основные  пропорции,  тенденции и причинно-следственные  связи  розничного  товарооборота,  вскрыть  резервы более  полного  удовлетворения  спроса   населения   в   товарах   народного потребления  через  розничную  торговую  сеть.   Она   должна   обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может  быть  использована для  планирования   и   руководства   торговлей,   давать   предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика  товарооборота  розничной  торговли  тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Методология   статистики   товарооборота   розничной   торговли   использует практически все методы и приемы,  разработанные  общей  теорией  статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.

      Основным источником информации  о  розничном  товарообороте  розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки  представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие  предприятия  и организации, занимающиеся наряду со своей основной  деятельностью  розничной продажей товаров.










1. Статистический анализ розничной торговли

Розничный товарооборот представляет собой послед­нюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отража­ют экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народно­го хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рента­бельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.

Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.

Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя склады­вается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.

Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной вы­ручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:

определение объема розничного товарооборота по тор­говым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;

контроль за ходом выполнения плановых показателей;

определение товарной структуры розничного товаро­оборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;

изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;

исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

исследование закономерностей развития товарооборо­та в целом и по отдельным товарным группам;

изучение региональных особенностей развития това­рооборота в целом и по торговым системам;

анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.

Современная методология изучения и анализа розничного това­рооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется боль­шое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные резуль­таты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем рознич­ного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми пред­приятиями и принятия хозяйственных решений.

Все известные статистические методы анализа розничного то­варооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кон­чая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: рас­чет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выяв­ление влияния отдельных факторов на изменение величины рознич­ного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и из­держками обращения, численностью торговых работников, разме­ром торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры ана­лиза розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое тор­говое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:


Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ———————————————————————— * 100   (1)

Объем розничного товарооборота


Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различ­ных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассмат­риваться как по предприятиям и организациям, так и в терри­ториальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, кото­рый равен:

 σ * 100

    V= ————     (2)

Ŷ

Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Сред­нее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле

                                 2

            ∑(Y- Ŷ)                 48803,48

σ =         ————— =          ————— = √567,4 = ± 23,8%   (3)

                     m                        86


Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следо­вательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

Таблица №1

Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Квартал

План розничного товарообо­рота, млн. руб. (m)

Фактически выполнено, млн. руб.

Процент выполнения (Y)

Y - Ŷ

(Y - Ŷ)

           2

(Y - Ŷ) m

I

II

III

IV

20

21

23

22

16

18

28

28

80,0

85,7

121,7

127,2

-24,6

-18,9

+17,1

+22,6

605,16 357,21 292,41 510,76

12103,20 7501,41 6725,43 11236,72

И т о г о

m = 86

90

Ŷ = 104,6

48803,48

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать