Статистика товарооборота розничной торговли
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5
1.1 Динамика показателей за последние несколько лет………………..11
2. Индексный анализ…………………………………………………………….17
3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31
4. Сущность и понятие товарных запасов и товарооборачиваемости………..34
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как
статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и
оборачиваемость товаров.
Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана
розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся:
получение статистической информации о товарообороте розничной
торговли"
анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;
анализ динамики товарооборота розничной торговли;
расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;
анализ организационной и территориальной структуры товарооборота
розничной торговли.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.
Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.
Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров.
1. Статистический анализ розничной торговли
Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.
Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:
определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;
контроль за ходом выполнения плановых показателей;
определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;
изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;
исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;
изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;
анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ———————————————————————— * 100 (1)
Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.
Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:
σ * 100
V= ———— (2)
Ŷ
Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле
2
∑(Y- Ŷ) 48803,48
σ = ————— = ————— = √567,4 = ± 23,8% (3)
∑m 86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Квартал |
План розничного товарооборота, млн. руб. (m) |
Фактически выполнено, млн. руб. |
Процент выполнения (Y) |
Y - Ŷ |
(Y - Ŷ) |
2 (Y - Ŷ) m |
I II III IV |
20 21 23 22 |
16 18 28 28 |
80,0 85,7 121,7 127,2 |
-24,6 -18,9 +17,1 +22,6 |
605,16 357,21 292,41 510,76 |
12103,20 7501,41 6725,43 11236,72 |
И т о г о |
∑m = 86 |
90 |
Ŷ = 104,6 |
— |
— |
48803,48 |