График динамики показателей розничной торговли
2. Индексный анализ
Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.
Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного
товарооборота, можно выделить следующие:
определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;
контроль за ходом выполнения плановых показателей;
определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение
структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в
территориальном разрезе и в целом по стране;
изучение покупательского спроса населения и степени его
удовлетворения;
исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по
отдельным товарным группам;
изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;
анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ———————————————————————— * 100 (1)
Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.
Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана
розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:
? * 100
V= ———— (2)
?
Средний процент выполнения плана (?) равен 104,6%. Среднее
квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле
2
S(Y- ?) 48803,48
? = ————— = ————— = ?567,4 = ± 23,8% (3)
Sm 86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно,
коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
|Кварта|План |Фактически |Процент |Y - ? |(Y - ?)| |
|л |розничного |выполнено, |выполнен| | |2 |
| |товарооборо|млн. руб. |ия (Y) | | |(Y - ?)|
| |та, млн. | | | | |m |
| |руб. (m) | | | | | |
|I |20 |16 |80,0 |-24,6 |605,16 |12103,2|
|II |21 |18 |85,7 |-18,9 |357,21 |0 |
|III |23 |28 |121,7 |+17,1 |292,41 |7501,41|
|IV |22 |28 |127,2 |+22,6 |510,76 |6725,43|
| | | | | | |11236,7|
| | | | | | |2 |
|И т о |Sm = 86 |90 |? = |— |— |48803,4|
|г о | | |104,6 | | |8 |
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного
товарооборота в IV квартале
|Группы |Число |Розничный |Розничный |Поступление |
|магазинов|магази|товарооборот, |товарооборот |товаров в |
|по уровню|нов |тыс. руб. |в расчете на |расчете на один |
|выполнени| | |один магазин,|магазин |
|я плана, | | |тыс. руб. | |
|% | | | | |
| | |план |фактичес| |тыс. |отклонен|
| | | |ки | |руб. |ие от |
| | | | | | |товарооб|
| | | | | | |орота |
| | | | | | |(+. -), |
| | | | | | |% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|До 80 |5 |280 |210 |42 |36 |-14,3 |
|80—84,9 |6 |590 |492 |82 |72 |-12,2 |
|85—89,9 |10 |2800 |2490 |249 |^229 |-8,0 |
|90—94,9 |2 |450 |430 |215 |229 |+6,5 |
|95—99,9 |7 |2320 |2268 |324 |344 |+6,2 |
|100—104,9|46 |19700 |19883 |432 |435 |+ 0,7 |
|105 и |24 |9070 |9802 |408 |411 |+0,7 |
|выше | | | | | | |
|Итого |100 |35210 |35575 |356 |— |— |
Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.