Структура и развитие рынка ценных бумаг США

Слушания нанесли огромный ущерб репутации Уолл Стрит и сформировали соответствующее общественное мнение.

Ф.Д. Рузвельт, победивший на выборах 1932 г. под лозунгом наве­дения порядка в финансовой сфере, начал упорядочивать первичный рынок ценных бумаг и обеспечивать государственный контроль над деятельностью инвестиционных институтов.

Тяжелое финансовое положение самих профессионалов, а также их "подмоченная" репутация парализовали возможности Уолл Стрит каким-либо образом воспрепятствовать принятию правил, регламен­тирующих их деятельность (хотя такие шаги и предпринимались).

По поручению Ф.Д. Рузвельта бывший председатель Федеральной комиссии по торговле Хьюстон Томпсон — автор демократической платформы по вопросам, связанным с регулированием рынка цен­ных бумаг, — подготовил соответствующий закон, который вызвал резкую критику в Сенате и был отправлен на доработку, в действительности превратившуюся в переработку, произведенную прибывшим в Вашингтон по приглашению Рузвельта профессором права Гарвардского университета Феликсом Франкфуртером с коллегами — его бывшими студентами: Джеймсом Ландисом, Бенд­жамином Коэном и Томасом Коркораном. Сенат единогласно одоб­рил исправленный вариант законопроекта, и в мае 1933 г. Закон о цен­ных бумагах {Securities Act) был принят. Затем был издан еще ряд зако­нов, которые (с поправками), действуют и в настоящее время. Развитие законодательства о ценных бумагах. Закон о ценных бу­магах 1933 г. регулирует вопросы, связанные с выпуском ценных бу­маг в обращение, т. е. первичный рынок ценных бумаг. Его основопо­лагающей идеей является раскрытие информации (diclosure) для ин­весторов. Если эмитент выпускает и предлагает ценные бумаги не опре­деленному заранее числу инвесторов, то он обязан зарегистрировать в федеральном органе специальный документ — регистрационное за­явление, которое должно содержать основную информацию о нем и предполагаемых способах использования полученных от инвесторов средств. При сообщении эмитентом недостоверной или ложной ин­формации инвесторы в соответствии с Законом имеют право обра­щаться в суд с иском на эмитента. Иногда этот закон называют Truth in Securities Act.

В 1933 г. был принят Закон о банках, известный под названием Закона Гласса—Стигала (Glass — SteagalAct), который однозначно ре­шал вопрос о совмещении банками коммерческих и инвестиционных функций: отныне коммерческие банки не имели права ни осущест­влять инвестиции в ценные бумаги корпораций, ни участвовать в их андеррайтинге, ни проводить каких-либо брокерско-дилерских опе­раций с такими ценными бумагами. Банки, которые раньше активно участвовали в торговле пенными бумагами, были вынуждены прове­сти реорганизацию — так, банкирский дом Д.П. Моргана был разде­лен на 2 компании: коммерческий банк "Морган Гэранти" и инвестиционный "Морган Стэнли". Дочерние компании банков по цен­ным бумагам в течение года были закрыты или проданы.

В 1934 г. был принят Закон о фондовых биржах (Securities Exchange Act of 1934), который распространял регулирующие функции феде­рального правительства на вторичный рынок ценных бумаг. Соглас­но этому акту все профессиональные участники рынка ценных бу­маг — инвестиционные институты, фондовые биржи — обязаны бы­ли зарегистрироваться в федеральном органе, созданном в соответ­ствии с этим же законом, — Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ) (Securities and Exchange Commission). Акт ставил вне закона ма­нипуляции с ценными бумагами, вводил ограничения на продажу без покрытия, на покупку ценных бумаг в кредит, а также устанавливал жесткие ограничения на торговлю собственными ценными бумагами инсайдерами — директорами и управляющими корпораций.

Первым председателем КЦББ Ф.Д. Рузвельт назначил известного финансиста Джозефа Кеннеди, кандидатура которого вначале была воспринята сторонниками нового курса весьма скептически, посколь­ку Д. Кеннеди являлся крупным инвестиционным банкиром, сделав­шим состояние на операциях с ценными бумагами, причем зачастую используя многие из тех приемов, которые КЦББ должна была не до­пустить.

Однако Ф.Д. Рузвельт преследовал вполне определенные цели: уча­стие Уолл Стрита в экономическом обновлении и поддержке его кур­са, — которые в конце концов были достигнуты; Д. Кеннеди высту­пил связующим звеном между реформаторами и большим бизнесом.

В КЦББ (согласно закону она состоит из 5 человек) вошли также Д. Ландис и Ф. Пекора, который, однако, через полгода покинул Ко­миссию (возможно, он был разочарован, что не он является предсе­дателем КЦББ, а кроме того, курс на сотрудничество с крупным ка­питалом явно не соответствовал его настроениям и имиджу борца про­тив нечистоплотных "акул большого бизнеса"). В 1935 г. на пост пред­седателя КЦББ был назначен Д. Ландис.

Следующим законом о ценных бумагах стал Закон о холдинговых компаниях в сфере коммунального хозяйства (193 5 г.) (Public Utility Hold­ing Company Act of 1935).

В начале 30-х гг. 80% электроэнергии в США вырабатывалось на электростанциях, принадлежавших 15 холдинговым компаниям; 98,5% электроэнергии, передаваемой между штатами, контролировали 20 холдинговых компаний; 80% газопроводов находилось в руках 11 компаний. Иными словами, отрасль была высокомонополизирована, что в итоге приводило к установлению высоких цен для потре­бителей.

Эти холдинговые компании возникли в результате сложных слия­ний и поглощений с помощью выпуска акций.

Закон 1935 г. требовал регистрации холдинговой компании в КЦББ, Комиссия получила право дробить холдинги по териториальному при­знаку, что фактически означало их упразднение. Несмотря на ряд попыток оспорить решения КЦББ в судебном порядке, 17 лет спустя кампания по реорганизации коммунального хозяйства была завершена.

В 1938 г. Конгресс принял так называемый Закон Мэлони (Moloney Act), распространивший контроль КЦББ на внебиржевой рынок. Идея заключалась в том, чтобы создать саморегулируемые ассоциации дилеров внебиржевого рынка, которые следили бы за выполнением правил игры на этом рынке, но при этом находились под контролем КЦББ. Такой организацией стала NASD, которая осуществляет контроль за исполнением своими членами установленных правил при совершении сделок с инвесторами. Брокеры и дилеры для получения права совершать сделки с ценными бумагами (при торговле между штатами) обязаны зарегистрироваться в NASD. В конце 1992 г. членами NASD являлись 5254 брокерско-дилерские фирмы.

В 1939 г. появился Закон о доверительном договоре (Trust Indenture Act of1939), регулировавший процедуру выпуска облигаций корпора­циями. В 1940 г. было принято 2 закона: Закон об инвестиционных ком­паниях (Investment Company Act of 1940) и Закон об инвестиционных кон­сультантах (Investment Advisers Act of 1940). Первый закон обязывал инвестиционные компании регистрироваться в КЦББ и давал ей об­ширные полномочия по регулированию их деятельности; второй тре­бовал регистрации инвестиционных консультантов в КЦББ.

На этом период активного нормотворчества в области ценных бу­маг завершился. Нетрудно заметить, что он совпал с периодом ра­дикальных преобразований в системе государственного регулиро­вания экономики США, проходившей в рамках "нового курса" Руз­вельта.

После второй мировой войны произошло частичное свертывание системы государственного регулирования экономики, в том числе и КЦББ: если до 1940 г. численность ее персонала неуклонно возраста­ла, достигнув 1587 человек, то к 1950 г. она сократилась до 1082, а к 1955 г. — до 692 человек. В 40—50-е гг. КЦББ выполняла чисто рутинную работу, в связи с чем ее начали называть "беззубым тигром" и "тренировочной площадкой для юристов Уолл Стрит".

Между тем в 50-е гг. происходил быстрый рост фондового рынка. В 1950г. оборот всех фондовых бирж США составил 21 млрд. долл., в 1960 г. — 45 млрд. долл. Количество зарегистрированных в КЦББ бро­керов и дилеров увеличилось с 3930 до 5500 человек.

В 1962 г. в Америке произошел очередной биржевой кризис. Ин­декс Доу-Джонса упал на 27%. Пришедший к власти на выборах 1960 г. Джон Ф. Кеннеди потребовал подготовить доклад о состоянии дел на фондовом рынке и обратился в Конгресс с просьбой провести специальное расследование в области регулирования рынка. В итоге в 1964 г. были приняты поправки к законам 30-х гг. (Securities Act Amend­ments 1964), которые предусматривали распространение требований раскрытия информации на ценные бумаги, находящиеся во внебир­жевом обороте. Отныне требование раскрытия информации касалось любой компании с количеством акционеров свыше 750 и активами свыше 1 млн. долл. (прежде это требование относилось к более круп­ным корпорациям).

Поправки также предоставляли КЦББ больше полномочий относительно контроля над рынком. За короткий период штат сотруд­ников значительно возрос, достигнув 1393 человек в 1965 г.

С целью защиты инвесторов от банкротств брокерско-дилерских фирм в 1970 г. в соответствии со специальным актом Конгресса была образована Корпорация по защите инвесторов (Securities Investor Pro­tection Corporation), в обязанности которой входит компенсация по­терь инвесторов на сумму до 500 тыс. долл. (из них 100 тыс. долл. мо­жет приходиться на наличные, остальная сумма — на ценные бума­ги). Корпорация — некоммерческая организация, членами которой являются инвестиционные институты. Фонд Корпорации образуется за счет взносов ее членов.

Поправки к законам о ценных бумагах, принятые в 1975 г., рас­пространили контроль КЦББ на клиринговые палаты и информаци­онные фирмы (введя, в частности, требование их регистрации), рас­ширили возможность санкций против отдельных членов бирж и NASD. Однако важнейшим событием принято считать отмену фиксирован­ных комиссионных с 1 мая 1975 г. (так называемый первомай в инду­стрии ценных бумаг) — одного из основополагающих принципов ра­боты НФБ с момента ее образования в 1792г.

Существует мнение, что отмена фиксированных комиссионных — заслуга КЦББ. Однако есть и другая точка зрения: биржа уже сама была готова осуществить эту отмену под давлением конкуренции со стороны других организованных рынков, в первую очередь NASDAQ.

Отмена фиксированных комиссионных резко обострила конкурен­цию на рынке, а также способствовала снижению трансакционных издержек для крупных инвесторов, поскольку для них ставки комис­сионных понизились, а для мелких инвесторов — повысились.

Комиссия рекомендовала отменить правило 394 (в настоящее время 390) НФБ, согласно которому ее члены не могут торговать списочны­ми (листинговыми) акциями НФБ за ее пределами. Однако и в 1995 г. эта рекомендация оставалась нереализованной.

В Поправках к законам о ценных бумагах 1975 г. перед КЦББ была поставлена задача создать национальную систему торговли ценными бумагами (National Market System) и общенациональную расчетно-клиринговую систему.

В 1978 г. была введена в действие Intermarket Trading System, объе­динившая в единую информационную сеть все биржи и NASDAQ, что позволило в режиме реального времени определять наилучшие коти­ровки по различным ценным бумагам на всех этих рынках. Еще од­ним шагом на пути создания Национального рынка ценных бумаг стало введение единой системы регистрации сделок с ценными бумагами (con­solidated tape) и единой системы котировки (composite quotation system).

Однако до создания единого рынка еще очень далеко в связи со слишком сильной конкуренцией между отдельными организаторами торговли.

Перед КЦББ ставилась также задача устранить физическое пере­мещение сертификатов акций при урегулировании расчетов по цен­ным бумагам (settlement).

Один из разделов поправок 1975 г. вводил требование регистрации брокеров, дилеров, банков, регулярно занимающихся покупкой, про­дажей и другими операциями с муниципальными ценными бумагами (за исключением трастовых операций). Был создан специальный Со­вет по регулированию деятельности брокеров и дилеров, совершаю­щих операции с муниципальными ценными бумагами.

В 1977 г. Конгресс принял Закон о подкупе должностных лиц за ру­бежом (Foreign Corrupt Practices Act), надзор за которым был возложен на КЦББ. Согласно этому Закону должностным лицам американских корпораций запрещено давать взятки правительственным чиновни­кам и политическим деятелям за рубежом. Компании, уличенные в нарушении этого Закона, могут быть оштрафованы на 2 млн. долл., а их служащие — подвергнуты штрафу до 100 тыс. долл. или тюремно­му заключению сроком до 5 лет (либо тому и другому одновременно). Этим же Законом предусматривается, что отчетность публичных ком­паний должна точно отражать все операции и не допускать наличия неучтенных средств (черной кассы).

В 80-е гг. принято 2 закона, ужесточающих санкции против инсай­деров за использование внутренней информации: Insider Trading Sanctions Act 1984, Insider Trading and Securities Fraud Enforcement Act 1988. Если ранее КЦББ могла конфисковать только доходы, полученные в ре­зультате использования внутренней информации, то в соответствии с этими законами размер штрафа может в 3 раза превышать прибыль, полученную от использования внутренней информации. Физическое лицо может быть подвергнуто тюремному заключению сроком до 10 лет (именно на основании этих законов был приговорен в 1986 г. к тюремному заключению сроком на 20 мес. и уплате 100 млн. долл. штрафа Иван Бойски, послуживший прототипом корпоративного пи­рата (corporate raider) из голливудского фильма "Уолл Стрит", а в 1990 г. — к 10 годам тюремного заключения и многомиллионному штрафу уже упоминавшийся Майкл Милкен).

Список литературы


1.                 Буковинський М.Г. Біржові трансформації ринку. — К., 1997.

2.                 В.М.Іванов, І.Я.Софіщенко "Грошово-кредитні системи зарубіжних країн", МАУП, Київ 2001

3.                 Губський Б.В. Біржові технології ринку. — К., 1997.

4.                 Миргородська Л.О. Фінансові системи зарубіжних країн: Навч.посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. -240с.

5.                 Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовий рынок. — М., 1995.

6.                 Міріна К.В. Розвиток бірж на Україні. — К., 1997.

7.                 Рубцов БД. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М., 1996.

8.                 Фондовий ринок України: Навч. посіб. / Керівник авт. кол. В.В. Оскольський. — К., 1994.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать