Таможенные органы в Российской Федерации

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управ­ления и находящихся в его непосредственном и оператив­ном подчинении таможенных органов и организаций та­моженной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь при­казами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав­ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнитель­ной власти, обладает статусом юридического лица и фи­нансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.


2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.

Организационный фундамент системы таможенных ор­ганов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор­ганов России и осуществляет свою деятельность под об­щим руководством ГТК России и непосредственным руко­водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу­чаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен­тры таможенного оформления и др.) создаются, как пра­вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде­ляется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра­ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель­ской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро­нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито­рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс­кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот­ренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы под­ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци­ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага­лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе­рализация внешнеэкономической деятельности обуслови­ла необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут­ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ­ных вопросов, как, например, установление степени пере­работки товара, места его производства, проведение това­роведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутрен­ние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в за­висимости от размеров им присваиваются разряды (кате­гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу­дарства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой систе­мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен­ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут различаться по своему юри­дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по­сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен­ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно­го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как пра­вило, выступает таможня, в состав которой входит дан­ный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчи­ков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про­пуска через таможенную границу сочетается с размеще­нием их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада­чей является непосредственное осуществление таможен­ного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависи­мых группы: экономические (фискальные), правоохрани­тельные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участву­ет в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механиз­мов реализации таможенной политики;

-таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в под­ведомственном регионе;

-осуществляют контроль за соблю­дением всеми юридическими и физическими лицами пра­вил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

-осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;

-осу­ществляют контроль за доставкой товаров и транспорт­ных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенны­ми органами;

-осуществляют контроль за целевым исполь­зованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

-начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных бро­керов, таможенных перевозчиков;

-выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с кон­трабандой, иными преступлениями, нарушениями тамо­женных правил и административными правонарушения­ми, посягающими на нормальную деятельность таможен­ных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня органи­зует, координирует и контролирует деятельность подчи­ненных таможенных постов;

-обобщает и анализирует прак­тику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную прак­тику;

-осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделе­ниями таможни и нижестоящими таможенными поста­ми; осуществляет проведение проверок финансово-хозяй­ственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

-осуществляет контроль за соблю­дением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-ро­зыскной деятельности, производстве по делам о наруше­ниях таможенных правил и административных правона­рушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

-организует и проводит обучение спе­циалистов в области таможенного дела для государствен­ных органов, коммерческих и некоммерческих организа­ций;

-вносит в вышестоящий таможенный орган предло­жения о создании, реорганизации и ликвидации в подве­домственном регионе таможенных постов;

-проводит атте­стацию сотрудников таможни и нижестоящих таможен­ных постов, приводит их к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непос­редственно и во взаимодействии с территориальными орга­нами других федеральных органов исполнительной влас­ти, органами исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и не­коммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми прису­щими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотрен­ных законодательством источников и обладает правом опе­ративного управления в отношении имущества, являюще­гося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исклю­чением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкрет­ная структура и штатная численность таможни и тамо­женного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осу­ществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со ста­тусом юридического лица или непосредственно подчинен­ного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Территориальный принцип организации и функциони­рования таможен не исключает возможность их спе­циализации — специализации таможенного дела при оп­ределенных обстоятельствах. Так, например, образован­ная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на та­моженном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контро­лем, но являются также специализированными создан­ные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так на­зываемые «оперативные» таможни. Эти таможни созда­ны в целях реализации Федерального закона РФ «Об опе­ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать