Таможенные органы в Российской Федерации

Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.

§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ.

1.1 Понятие государственного таможенного служащего.

Законодательное определение этого понятия отсутству­ет, но определять его нужно опираясь именно на феде­ральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных орга­нах». Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в по­рядке, установленном законом, обязанности по занимае­мой им должности в таможенных органах и организаци­ях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и кото­рому в порядке, предусмотренном законом, присвоено спе­циальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственно­го таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа».

Определение позволяет выделить следующие призна­ки государственного таможенного служащего:

1) принадлежность к российскому гражданству;

2) замещение должности в таможенных органах и орга­низациях таможенной службы;

3) выполнение обязанностей, определяемых занимае­мой должностью;

4) получение за выполнение этих обязанностей денежно­го вознаграждения за счет средств федерального бюджета;

5) наличие присвоенного в установленном законом по­рядке специального звания.

Лица, занимающие должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не характеризу­ющиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являют­ся.


1.2. Должности и специальные звания таможенных органов.

Под должностью следует понимать обособ­ленную и закрепленную в официальных документах (штат­ных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (органи­зации таможенной службы), предоставленной лицу — го­сударственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственнос­ти государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным слу­жащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.

Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы:

1) младший состав,

2) средний начальствующий состав,

3) старший начальствующий состав,

4) высший начальствующий состав.

Перечни должностей государственных таможенных слу­жащих младшего состава, среднего и старшего началь­ствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требо­вания к сотрудникам, занимающим указанные должнос­ти, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень должностей государственных таможенных служащих выс­шего начальствующего состава и соответствующие им спе­циальные звания утверждаются Президентом РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» государ­ственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные звания:

• младшему составу — прапорщик таможенной служ­бы; старший прапорщик таможенной службы;

• среднему начальствующему составу — младший лей­тенант таможенной службы; лейтенант таможенной служ­бы; старший лейтенант таможенной службы; капитан та­моженной службы;

• старшему начальствующему составу — майор тамо­женной службы; подполковник таможенной службы; пол­ковник таможенной службы;

• высшему начальствующему составу — генерал-май­ор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы; действи­тельный государственный советник таможенной службы.

Специальные звания, присваиваемые государственным таможенным служащим в соответствии с занимаемыми ими должностями подразделяются на первое и очередные. Первое специальное звание до капитана таможенной служ­бы включительно присваиваются начальниками таможен­ных органов и организаций таможенной службы, кото­рым такое право предоставлено Председателем ГТК Рос­сии. Первое специальное звание государственному тамо­женному служащему, назначенному на должность сред­него или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора до полковника таможен­ной службы включительно присваиваются Председателем ГТК России. Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по пред­ставлению Председателя ГТК России.

Важным правовым требованием государственной тамо­женной службы является принятие таможенным служа­щим присяги, которую он обязан принять не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального зва­ния. Текст присяги содержится в ст. 19 Федерального за­кона РФ «О службе в таможенных органах». Порядок при­нятия присяги определяется Председателем ГТК России.

Присвоение специальных званий государственным та­моженным служащим осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Очередное специальное звание как поощрение за доб­росовестное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания соответствующего долж­ности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности мо­жет быть присвоено по истечению срока выслуги в специ­альном звании. Очередное звание на одну ступень выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно) может быть присвоено таможен­ному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание.

Представление к присвоению очередного звания госу­дарственного таможенного служащего, который имеет дис­циплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дис­циплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.

Начальник таможенного органа, необоснованно задер­жавший представление своего сотрудника к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему положенных видов доволь­ствия, которые он получил бы при своевременном присво­ении очередного специального звания.

1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.

Права являются мерой возможного поведения таможен­ных служащих при прохождении ими государственной таможенной службы, а обязанности — мерой их должного поведения. А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят от места работы и занимаемой должности.

Для успешного осуществления своей служебной дея­тельности Федеральным законом РФ «О службе в тамо­женных органах» государственному таможенному служа­щему предоставлены следующие права:

1. Право на ознакомление с документами, определяю­щими права и обязанности таможенного служащего по занимаемой должности, а также критерии оценки каче­ства прохождения таможенной службы, способствующие его продвижению по службе.

2. Право на получение в установленном порядке ин­формации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организа­ций независимо от форм собственности.

4. Право на принятие решений и участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обя­занностями, что означает возможность участия таможен­ного служащего в обсуждении и решении вопросов дея­тельности как таможенного органа или организации та­моженной службы в целом, так и его конкретных подраз­делений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения.

5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном орга­не, что обеспечивает реализацию конституционного пра­ва граждан на равный доступ к государственной службе.

6. Право на продвижение по службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслу­ги лет, результатов службы и уровня квалификации.

7. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотрен­ных на содержание ГТК России.

8. Право на применение физической силы, специаль­ных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ.

Таможенные служащие наделены также рядом прав, сопутствующих их служебной деятельности. Это такие права как:

право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяснений;

право на проведение по его требованию служебного рас­следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; право на объединение в профессио­нальные союзы и право на участие в собраниях сотрудни­ков таможенных органов.

В ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» также указано, что сотрудники та­моженных органов имеют также и другие права в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

 К общеслужебным обязанностям относятся:

1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных — непреклонное требование, предъявляе­мое ко всем государственным служащим.

2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере.

3. Обязанность выполнять приказы и распоряжения вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, от­данные ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.

4. Обязанность в пределах своей компетенции своевре­менно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных орга­нов, органов местного самоуправления и организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать