Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются установить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны центральной фирмы мешает развитию сети.
При внутренней сети создаются рыночные отношения внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы — состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат. Но, как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена, если будут разбалансированы взаимоотношения между покупателями и продавцами. Наиболее частая ошибка руководителей организации — это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рынка» набирает силу.
Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на приспособление независимых подразделений к потребностям связанных рынков. Централизованная оценка результатов и местная оперативная автономия сочетаются с динамичной сетью, где независимые фирмы объединяются для производства товара или услуг. Фирмы с четкой компетентной позицией в ценностной цепи, поддерживаемой постоянными инвестициями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети. Но каждое усилие (выход на новые рынки, внедрение технологических новшеств введение системы стандартов) направлено на то, чтобы предоставить вновь образованным структурам конкурентные преимущества. Такие модификации могут стать на пути эффективного развития динамичной сети, ее способности эффективно распределять ресурсы и персонал, объединяя и разъединяя их с минимальными затратами и минимальной потерей оперативного времени. Каждая фирма (подразделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятельности сети.
В литературе приводится сравнительная характеристика сетевых и иерархических организаций (таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика свойств разных организаций — сетевых и иерархических[6]
Ключевые факторы
Модели
Иерархия
Сетевая организация
Нормативная база
Служебные взаимоотношения
Договорные отношения
Средства связи
Стандартные
Использующие многообразные современные технологии
Модель решения конфликтов
Административные приказы, контроль
Нормы взаимности
Степень гибкости
Низкая
Высокая
Обязательства сторон
Средний уровень обязательств
Высокий уровень обязательств
Атмосфера (климат) в организации
Формальная, бюрократическая
Предполагаемая открытость, взаимовыгодность
Предпочтения или выбор участников
Подчиненность
Взаимозависимость
Как видно из схемы, различия между этими видами организации существенны. Однако Б.З. Мильнер не рассматривает этапы эволюции данных систем, что затрудняет процесс выявления распространенности сетей и их взаимопереплетения с иерархическими отношениями.
Одновременно нужно учитывать, что у сетевых организаций, наряду с достоинствами, имеются слабые стороны, ограничения. Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:
1. расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;
2. появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования. Организационная форма может эффективно работать только в определенных пределах.
Преодоление недостатков в управлении фирмой в условиях сетевой экономики предполагает обязательный учет нового типа взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями.
Американские экономисты Р. Каплан и Д. Нортон выдвинули несколько допущений, на базе которых необходимо строить деятельность и управление фирмой в условиях информационного общества[7]:
· размывание функциональных границ внутри организаций (если для индустриального общества было свойственно наращивать прибыль путем специализации функциональных навыков, то информационное общество выдвигает требования к гибкости и интегрированности бизнес-процесса, что достигается благодаря более тесному общению между подразделениями);
· прямое общение с клиентами и поставщиками (вместо производственного плана предлагается использовать систему прямых заказов потребителей);
· рост сегментации потребителей (на смену стандартизированной продукции индустриального общества приходит диверсифицированная продукция информационного общества);
· глобальный масштаб в смысле отсутствия границ (любая компания может общаться с клиентом в любой точке земного шара, а национальные границы перестают быть барьером для ведения бизнеса);
·
сокращение
жизненного цикла товаров в результате непрерывных инноваций (конкурентные
преимущества на одной стали
жизненного цикла продукта не гарантируют данному продукта
лидер на следующем этапе технологических преобразований);
·
основополагающая
роль высококвалифицированных кадров.
Авторы предлагают сбалансированную систему оценки эффективности {Balanced Scorecard), которая позволяет увязать стратегические
цели организации с проходящими бизнес-процессами и конкретными оперативными
задачами.
Можно сделать вывод, что развитие Интернета и информационных технологий обусловило появление нового типа структур – сетевой организации. Он обладает высокой эффективностью в условиях развития глобальных информационных и коммуникационных технологий, однако, как и другие типы, имеет свои недостатки.
Таким образом, в этой главе было выявлено, что управление корпорацией имеет много специфических особенностей, при этом наиболее эффективной управленческой структурой является та, которая охватывает максимальное количество аспектов внутренней и внешней хозяйственной деятельности. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. В связи с этим, благодаря развитию глобальных информационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая форма – сетевая организация.
2 Примеры информационных внедрения технологий в производственный процесс
2.1 Информационные технологии и новый тип взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями
Рассмотрим более подробно информационные технологии, которые используются для экономического анализа.
Экономические информационные системы классифицируются по многим аспектам. Например, по функциональному признаку, по режимам работы и по способу распределения вычислительных ресурсов.
Среди систем административно-организационного типа для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием можно выделить системы обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС). Основными функциями подобных программных продуктов являются сбор, передача, хранение информации и такие операции обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.
Для операций преобразования входной информации необходимо создание прикладных программ. Экономическая информационная система, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. В качестве примера можно назвать программы расчета заработной платы сотрудников предприятия, формирования статистической отчетности и т.п.
СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект. С помощью системы обработки данных преобразуется любая входящая информация. Нормативно-справочная информация, выходящая информация (от органа управления), промежуточная информация, т.е. часть выходящей информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени [19].
При решении любых задач с использованием информационных технологий требуется наличие ряда компонентов:
- исходной и справочной информации для расчета,
- метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8