Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс

Кооперационные связи между отдельными компаниями со вре­менем все больше приобретали вид сетей, куда включались самые разнородные компании (в том числе сбытовые, финансовые, рек­ламные, исследовательские), чей опыт и знания так или иначе объ­единились для производства какого-либо конечного продукта или же для решения какой-либо производственной или технологической задачи. В целом ряде случаев для развертывания производства но­вых сложных продуктов требовалось объединение нескольких видов технологий. Распространение сетевых форм организации коопера­ционных связей было следствием двух важных процессов:

1.                       быстро растущей дифференциацией рыночного спроса и соответствующим приспособлением   производства   к   индивидуализированным   пот­ребностям,

2.                       широким внедрением в хозяйственную практику ин­формационных и телекоммуникационных систем.

Многие крупные корпорации по своей структуре представля­ли собой сложные сети взаимосвязанных компаний и предприятий. Примером могут служить автомобильные корпорации, в структу­ре которых ключевым звеном стали сборочные предприятия.

Последние, получая сигналы от сбытовой, распределительной сети задавали затем характер и определенный ритм работы поставщикам деталей и компонентов сборки, оборудования, технологической оснастки и т.д. Рыночный спрос начал непосредственно управлять ходом производства, а не наоборот, как было раньше. В этом плане во­енные отрасли промышленности и электроники первыми начали работать в режиме постиндустриальных организаций (постоянно меняющиеся структуры организаций, выделение НИОКР в само­стоятельные подразделения, использование технологий принятия уп­равленческих решений, работа на определенный заказ и т.д.). Такое управление со стороны рыночного спроса стало технологически воз­можным в результате роботизации производства, непосредственной стыковки компьютеризованного проектирования с компьютеризован­ным производством и появлением компьютерной интеграции всех подразделений производства и распределения. Все это обеспечило производству необходимую гибкость и способность к быстрой пе­реналадке.

В крупных автомобильных корпорациях («Фиат», «Дженерал мо­торз» и др.) вместо иерархических, централизованных структур, ха­рактерных для индустриального производства и приспособленных для управления массовым производством, давно уже появились гиб­кие и подвижные организационные структуры сетевого типа. Повсе­местно идет процесс децентрализации принятия решений. Жесткая внутрикорпорационная бюрократическая структура все чаше заме­няется гибкой системой рыночных отношений между автономными звеньями крупных корпораций и предприятий, которые часто терри­ториально рассредоточиваются и выносятся даже за границу («рас­средоточенные предприятия»). Особое распространение, например, получили в крупных транснациональных корпорациях внутрикорпо­рационные связи, основанные на рыночных отношениях. Все эти процессы напрямую были связаны с поисками технологических и экономических ниш на рынке (само накопление знаний и опыта уже создают условия для разнообразия поведения).

Дальнейший серьезный толчок организационным изменениям дало возрастание значения фактора времени в конкурентной борьбе. В организационных построениях многих компаний всегда большую роль играли соображения экономии материальных и людских затрат. Однако выдвижение на передний план временного фактора заставило по-иному подойти к организации экономической деятельности. Многоуровневая громоздкая бюрократическая иерархия управления была замещена горизонтальной системой связанных друг с другом автономных ячеек-петель, в которых сосредоточивались основные производственные и хозяйственные процессы — сборочные опера­ции, конструкторские работы, сбытовые операции и т.д. Такое ор­ганизационное построение сокращает временные и физические раз­рывы в обратных связях, устраняет излишние уровни управления, сокращает накладные расходы. Главное же, работникам «низовых линий» были переданы права самоуправления, избавляющие их от мелочной опеки, связывающей инициативу и не дающей хода твор­ческому труду. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями.

В современной информационной экономике все большее рас­пространение получают небольшие компании и предприятия. Они становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. Происходит это по ряду причин. Прежде всего, быстрое разви­тие индивидуального, мелкосерийного производства, рассчитанно­го на гетерогенный рынок, само по себе уже создаст благоприятные условия для развития небольших специализированных компаний и предприятий, которые в большей степени приспособлены к про­изводству информационноемких товаров. Они, как правило, более маневренны, и их внутренние коммуникационные каналы работают без больших помех. Процесс концентрации производства постепен­но уступает место обратному процессу децентрализации и появле­нию небольших, нередко независимых в технологическом и финан­совом отношениях, производственных единиц.

Процесс оценки в соответствии с этой системой начинается с то­го, что команда высшего менеджмента осуществляет работу по трансформации бизнес-стратегии компании в конкретные стратеги­ческие цели. Затем фирма определяет цели и средства для внутрен­него бизнес-процесса. Именно это является главной отличительной особенностью предлагаемой системы. Если традиционные системы оценки фокусируют внимание на улучшении стоимостной, качест­венной и циклической составляющих, данная система подчеркива­ет важность процессов, которые являются наиболее значимыми для клиентов и акционеров. Часто такой подход приводит к выработке абсолютно нового бизнес-процесса, осуществление которого совер­шенно необходимо для успешной реализации стратегии компании.

Финальное звено — инвестиции в переобучение персонала, ин­формационные технологии и системы, организационные процедуры, инвестиции в людей, системы и процедуры создают предпосылки инноваций, а также благоприятную среду для внутреннего бизнес-процесса компании, клиентов и акционеров. Сегодня все большее количество фирм включается в процесс пользования тех преиму­ществ, которые дают новые технологии, создавая внутрифирменные сети (Интернет).

Использование новых информационных технологий, Интерне­та в сетевом бизнесе существенно изменил систему оценки бизнеса и его показателей. Ранее ведущими были критерии потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В условиях развития сетевой Интернет-экономики ведущими становятся такие по­казатели:

·                   рост пользователей,

·                   отношение рыночной стоимости к числу пользователей,

·                   отношение рыночной стоимости к возможной доли на рынке17.

Возможны и другие показатели.

Таким образом, развитие информационно-сетевой экономики в России и в глобальном мире происходит довольно быстрыми тем­пами. Осуществляются серьезные изменения в структуре предпри­ятий, отраслей, в управлении. Более подвижные сетевые структуры замещают иерархические, централизованные структуры.

Из второй главы следует, что небольшие компании и предприятия становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями. Их взаимодействие все более основывается на способности подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж. Это также стало одной из причин использования ими однородных пакетов программ.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная исследовательская работ была посвящена теоретическим аспектам внедрения информационных технологий в производственный процесс. В ходе исследования выяснилось, что информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработ­ки информации с использованием современной методологии и раз­личных процедур по обработке информации на базе организации ло­кальной вычислительной сети.

Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комп­лекса технических средств, используемых на предприятии.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество подразделений, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизован­но планируемых иерархичных структур к сетевым набирает силу, поскольку деятельность последних можно быстрее и проще подстроить под быстро изменяющуюся экономическую ситуацию. Сетевые структуры сами по себе достаточно подвижны и не требуют кардинальных изменений.

         Основным достоинством сетевой организации является предоставление широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, что дает несравненные конкурентные преимущества и снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.

Также в ходе исследования выяснилось, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления.

Что касается практического применения  программных обеспечений, то на российском рынке во всех отраслях лидируют, как правило, 1-2 производителя. В некоторых случаях на предприятии их программы могут использоваться в сочетании, а в некоторых предприятия могут быть оборудованы пакетами этих программ. В первую очередь это обусловлено редкой сменой программного обеспечения организации, поэтому лидерами становятся программы, давно существующие на рынке. Еще одно важное условие – необходимость обмена информацией между предприятиями, поэтому требуются однородные пакеты программ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                 Беренс, Хавранек. Руководство по инвестиционному проетированию. –М, 1996. –524 с.

2.                 Вахрушев, Д.С., Степанов, Е.Б., Чекмарев, В.В. Экономические отношения, экономические системы, экономические интересы: теоретико методологические аспекты. – Кострома, 2003.

3.                  Воропаев, В.И. "Управление проектом в России", Москва, "Альянс", 1995. – 286 с.

4.                 Данилов, Д.Ю., Переломова, И.Г. Рынок информации и функционирование организационно-экономических структур: монография.-  Яр., 2005

5.                 Инвестиционное проектирование /Под ред. Шумилина. – М., 1996.- 418 с.

6.                 Информационные технологи управления: Учеб. Пособие для вузов / под ред. Проф. Г.А. Титаренко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

7.                 Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций.–М.,1998. -  248 с.

8.                 Мир ПК, май 2003. С. 93-94

9.                 Стрелец, И.А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

10.            Управление проектами (Зарубежный опыт)/ Под ред. В.Д.Шапиро.— С-Пб: "ДваТри", 1993.- 638 с.

11.            Цвылев, Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996 с. 136

12.            Экономика предприятия: Учебник/Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. 

13.            Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.:  Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-535 с.

14.            Эксперт, №48(403), 22 декабря, 2003

15.            Kelly K. New Rules for the New Economy/Ten Radical Strategies for a Connected World. N.Y.:Penguin Books, 1998

16.            #"#">#"_Toc168155734">Приложение 1

См. Информационные технологии управления. Учеб пособие для вузов/Под ред. Проф. Г.А. Титаренко – М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003 с.22

Приложение 2

См. Информационные технологии управления. Учеб пособие для вузов/Под ред. Проф. Г.А. Титаренко – М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003 с.22

Приложение 3

 















 

Приложение 4

Основные характеристики сетевых организаций

Тип  сети

Особенности организации

Сферы применения

Недостатки,связанные с расширением

Недостатки, связанные с моднфнкацией

Стабильная

Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз

Добывающие отрасли, тербующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов

Чрезмерное использование услуг поставщиков или продавцов может привести к их излишней зависимости и от центра фирмы

Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнеров

Внутренняя

Распределение ресурсов по ценностной цели с использованием рыночных механизмов

Добывающие отрасли, тербующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений

Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей "внутреннего рынка" и механизмов оценки результатов деятельности

Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции

Динамичная

Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров

Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д.)

Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цели могут достаться другогй фирме

Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопративление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими вышестоящими партнерами



См.: М С. 384. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М: ИЕФРЛ-М, 2000,-


[1] Каетельс М. Становление общества сетевых структур    Новая индустриальная волна н Запале, 1997. С. 2. (С. 469-478 в издании Blackwcll Publishers)


[2] Дятлов А.С. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой номики // Структурная фансформация экономики: соотношение актовых и рыночных меха ниямов реализации: Материалы всероссийской научной конференции. СПб., изд-во СПБГУ ЭФ, 2001.С.2.


[3]  Там же, с.2. Там же, с.2.

[4] Там же, с.2. Там же, с.З.

 

[5] Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2000, — С 382

[6] См: Мильнер Б.З. Тео.  С. 383      >ия организации: Учебник.— М.: ИНФРА-М. 2000,—

[7] М       KaP'an R-S., Norton DP. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston, lass : Harvard Business Scholl Press. 1996. P. 4-6.


[8] См.:МирПК,с.95              


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать