Использование новых информационных технологий, Интернета в бизнесе изменил отношение к оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из критерия прибыльности компании, то теперь — из критериев потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В современных условиях стоимость Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущей, но и будущей прибыльностью. При этом ориентируются, прежде всего, на такие показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу пользователей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке» и др.
Сегодня в информационном Интернет пространстве разворачивается острая конкурентная борьба как между традиционными компаниями и новыми Интернет компаниями, так и среди новых Интернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как можно большую долю на глобальном сетевом рынке или захватить с помощью конвергенции как можно больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и подразделениями экономики.
Нелинейное, «неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты утверждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традиционный принцип определения цены и объема производства путем выравнивания предельного дохода с предельными издержками в информационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключение к которому все большего числа пользователей не ведет к повышению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.
Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из важнейших направлений дальнейших исследований.
В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенствовании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для принятия решений об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя отдача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и электронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности клиента; есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.
Дистанционное распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через которые специалисты в области найма посредством компьютерной обработки предоставленных в сети Интернет кандидатами электронных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Интернет-технологий возникают новые формы занятости, более гибкие распределенные во времени и пространстве графики и режимы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов занятости в виду большей гибкости, оперативности, производительности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.
Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг, когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с этим работают над выполнением заданий, присланных им через компьютерные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а страны исполнители проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защитить национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая страна, использующая с помощью электронных дистанционных технологий «мозги» и интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной эффект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников интеллектуального труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и эффект, который приводит к росту ВВП страны импортера за счет использования интеллектуального труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.
Итак, практика показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий в виду большей гибкости, оперативности, производительности с каждым годом получает все большее и большее распространение.
2.2 Сетевая технология как новый этап формирования рыночных структур
Несколько слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж, термин «сетевые формы организации» следует понимать как «любую группу действующих лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные связи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы» [9, С. 77.].
Конечно, такое определение характеризует сетевую организацию в «чистом» виде. На практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты, а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся преобладающими, ведущими, главными.
На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стоимость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, применяя информационные технологии и все более сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отношений компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансовыми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно автономных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяющимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединяют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).
В инновационной деятельности возрастающее значение обработки символов сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с потребителями также построены по сетевому принципу: маркетинг, продажи и распределение в информационном предприятии основаны на сетевых отношениях. Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все сильнее превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С точки зрения потребителя, значение обработки символов означает возрастающую важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финансовом рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом рыночной стоимости, все более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.
«Сетевое общество» зачастую классифицируют как «новую экономику». Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, под новой экономикой понимают ту часть экономики, которая состоит из высокотехнологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, производство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отличающихся высокотехнологичными элементами в противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреблялся в другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров.
Термин «новая экономика» употребляется и в ином, во втором своем значении. Это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению экономических отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет действовать без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых взаимоотношений и их свобода от пространственно-временных ограничений обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические прорывы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.
Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинают экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8