Евросоглашения, устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой стандартных непреференциальных соглашений.
Именно в этих условиях начался процесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество. Учитывая принципиальную разницу между политическими и социально-экономическими система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.
1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей
Страны Балтии, несмотря на значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.
Определенное значение имело использование этих республик как полигона для отработки экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.
Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и амортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]
Вместе с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.
За годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги. При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.
В Приложении 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими показателями.
Главной сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты, всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.[8]
Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.
Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.
О широком участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.
В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.
В 1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.
Фактически страны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).
12 июня 1995 г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.
В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.
Обращает на себя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза и стран Балтии - придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).
Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз
2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС
Наиболее активными агентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый период стали выступать североевропейские страны - Дания, а после вступления в Европейский союз в 1994 г. - Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимость в 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановления независимости имело глубокие основания.
Североевропейские государства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно примыкающем к их границам. Отсюда - и содействие экономическим реформам в Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в определенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейских стран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный интерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические (Финляндия-Эстония) связи.
Еще в конце 1991 г. странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийская инвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии, которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частного мелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программа дополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила на экономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова и Карелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделила Балтийским государствам и странам Восточной Европы - около 1 млрд. шведских крон.
Объемы инвестиций североевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторым оценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн., Швеции - около 70 млн., Дании - около 60 млн., втроем - около 60% всех иностранных инвестиций в республике), в Латвии - 59,1 млн. долл., в Литве - 11 млн. долл.[9]
В 1992 г. Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду с Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не к странам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.
Ежегодные встречи глав правительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.