Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

Эстония















Экспорт

408

0.0

553

0.0

511

0.0

696

0.0

1235

1.0

1237

1.0


Импорт

275

0.0

252

0.0

151

0.0

76

0.0

97

0.0

102

0.0


Сальдо

+133


+301


+360


+620


+1138


+1135


Латвия















Экспорт

788

1.0

1223

1.0

673

0.0

955

1.0

1626

1.0

889

1.0


Импорт

381

0.0

305

0.0

204

0.0

97

0.0

91

0.0

117

0.0


Сальдо

+407


+918


+469


+858


+1535


+772


Литва















Экспорт

1024

1.0

1323

1.0

1050

1.0

1161

1.0

2065

2.0

1610

1.0


Импорт

387

0.0

457

0.0

321

0.0

126

0.0

149

0.0

207

0.0


Сальдо

+367


+866


+729


+1035


+1916


+1403


Страны Балтии, всего


Экспорт

2220

2.0

3099

3.0

2234

3.0

2812

3.0

4926

4.0

3736

4.0


Импорт

1043

2.0

1014

1.0

676

1.0

299

0.0

337

0.0

426

1.0


Сальдо

+1177


+2085


+1558


+2513


+4589


+3310



Некоторые прибалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контакты с отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге - Протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре 2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой и Даугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом других городов России и Латвии.

К началу XXI века наметился ряд новых элементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки» балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленности периода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментов для организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризис балтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста, единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва, Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических и экономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели - сокращении переходного периода сближения с ЕС.

3.2. Новые возможности и направления
торгово-экономического сотрудничества


Анализ динамики развития торгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:

- во-первых, Россия являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;

- во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;

- в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства.

Несмотря на существенный вклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному сотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов.

Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.

Важнейшим направлением политики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.

Не менее перспективным направлением является стимулирование движения в страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.

Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать