- зрелищные и досуговые ресурсы;
- культовые и религиозные объекты туристского интереса.
Туристские ресурсы учитываются при разработке проекта тура, так как являются самым значительным экзогенным фактором, влияющим на туроперейтинг. Как бы ни была спокойна и развита (в политическом и экономическом смыслах) страна или регион, если в них отсутствуют популярные туристские ресурсы, турист не захочет их посетить. Например, спокойная богатая экологически вполне благоприятная Гренландия мало интересна для широкого круга путешествующих своими льдами и полярными сияниями. С другой стороны, даже такие непригодные для путешествий державы, как Иран со своими самыми строгими законами и мусульманством, Индия с половиной населения за чертой бедности, щедро наделенные практически всеми видами туристских ресурсов, притягивают к себе туристов.
Побывавшие здесь говорят, что если и остался на земле рай, то это, конечно, Кипр. Песчаные пляжи, залитые солнцем, и лазурное море сменяются величественными горными массивами, покрытыми девственными лесами, цитрусовые сады и банановые плантации сменяют оливковые рощи и виноградники. Не случайно, именно на этот остров вышла из пены морской покровительница всех влюбленных, богиня любви и красоты Афродита.
На Кипре сохранились остатки поселений каменного века, греческие гимназии и храмы, римские виллы и театры, византийские храмы и монастыри с бесценными мозаиками, замки крестоносцев и венецианские крепости, готические соборы и турецкие мечети. Все это определяет сегодняшний неповторимый характер острова, где сочетаются красота и покой, древняя культура и живая современность. Поэтому Кипр - незабываемое место отдыха для людей различных интересов. Кипр, может быть, маленькая страна, но находится на довольно большом острове - третьем по размеру в Средиземном море. Кроме того, это остров с большим сердцем - остров, который радушно приглашает своих гостей и принимает их как своих друзей. Хотелось бы выделить популярнейший курорт на Кипре: Айя Напа. Некогда крохотная малоизвестная рыбацкая деревушка, а ныне модный курорт, находится в часе езды от аэропорта Ларнаки. Всего за четверть века Айя-Напа (Agia Napa) фантастическим образом изменила свой имидж. Сейчас это молодежная столица острова. Бары и дискотеки работают здесь до рассвета, а веселье не замирает ни на секунду. Оживленный и шумный курорт привлекает туристов чудесными пляжами с золотистым песком, отвесными скалами и изумительно чистым морем цвета аквамарина и бирюзы. Айя-Напа - это рай для фанатов бронзового загара и заядлых купальщиков. Молодежь едет сюда за морскими и ночными развлечениями, а для детишек нет большей радости, чем порезвиться в Аква- и Луна-парке. С наступлением темноты жизнь в центре Айя-Напы начинает бить ключом. Всю ночь напролет можно танцевать в дискотеке (благо их здесь несчетное количество), петь в баре с караоке или просто стать частью многоликой толпы молодежи, собирающейся на главной площади города. В то же время в этой фантастической пестроте вы всегда сможете найти романтическое местечко для двоих и выпить по бокальчику отличного кипрского вина. Пляжи, протянувшиеся вдоль всего полуострова до другого курортного местечка - Протараса, считаются лучшими на Кипре. Здесь можно не только искупаться, но и заняться всеми видами водного спорта - от серфинга до парусного и подводного. Полуостров заканчивается мысом Греко, сохранившим нетронутость первозданных пейзажей
1.2 Вид туризма – основа программного обслуживания
Программа обслуживания – это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.
Подготовка тура предусматривает предоставления туристам комплекса услуг в соответствии с их требованиями, предъявляемыми к уровню обслуживания, содержанию тура и технологии предоставления услуг.
Технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.
Оптимальная программа обслуживания – это такая программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. При составлении программ туров необходимо учитывать не только определенный уровень комфортности обслуживания, но и соответствие программ обслуживания цели путешествия.
При составлении конкретной программы обслуживания заранее выясняют пожелания туристов. Здесь уже имеется в виду не столько изучение спроса, сколько выявление конкретных пожеланий туристов относительно посещения того или иного объекта.[1]
Предполагается, что в разрабатываемый тур отправятся туристы, имеющие целью своего путешествия отдых и познание. Следовательно, требуется обеспечить проживание в одном отеле на протяжении всего тура, особое внимание стоит уделить комфорту и технической оснащенности номеров и отеля, существенным условием является наличие большого количества свободного времени, хорошо организованное питание, рационально распланированные экскурсии и прогулки. Исходя из этих потребностей туристов, будет разрабатываться программа обслуживания.
1.3 Маршрут тура
Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» туристский маршрут – это путь следования туриста, представляющий собой перечень всех географических пунктов, намеченных для осмотра. Исходной и конечной точками маршрута являются пункты начала и окончания путешествия. В понятие «маршрут» включаются также транспортные коммуникации, которые используются туристом для передвижения между отдельными пунктами.[2]
Маршруты различаются по построению трассы:
- линейные маршруты;
- радиальные маршруты;
- кольцевые маршруты.
Для линейного маршрута характерно посещение нескольких пунктов обслуживания и несовпадение точек начала и завершения обслуживания.
Радиальный маршрут (иначе его можно назвать стационарный) подразумевает посещение нескольких пунктов обслуживания с возвращением в начальный пункт после посещения каждого пункта.
Для кольцевого маршрута характерно посещение нескольких пунктов обслуживания и совпадение точек начала и завершения обслуживания.
Маршрут разрабатываемого тура является радиальным и выглядит следующим образом:
Москва - Ларнака – Москва (расстояние от Москвы до Ларнаки 2500 км)
Проживание туристов планируется в отеле Limanaki beach категории 3* в Айя-Напе.
Глава 2 Разработка вербальной модели тура
2.1 Маркетинговый профиль потребителя
Маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. С помощью маркетинговых исследований предприятие получает информацию о наиболее популярных направлениях и ценах, также о том в каких регионах спрос и ёмкость рынка наиболее высоки и где сбыт продукции может принести прибыль.
Существуют следующие этапы маркетингового исследования туристского рынка:
- сегментирование рынка;
- определение потребностей сегмента;
- определение возможностей туроператора;
- анализ конкурентов и степени конкуренции на рынке;
- выбор фокус-группы;
- позиционирование турпроекта.
Для эффективного представления туристской услуги на рынке необходимо помнить отличительные черты услуги:
- неосязаемость услуги (нематериальный характер);
-несохраняемость услуги (процессы предоставления и потребления услуги протекают одновременно);
-непостоянство качества (качество услуги зависит от квалификации и личностных качеств работников);
-услуги не могут быть протестированы и оценены, прежде чем их оплатят.
На российском рынке туристских услуг наблюдается значительная насыщенность предприятиями, между ними обостряется конкуренция. Большинство предприятий обладают ограниченными ресурсами и поэтому не могут распылять свои усилия с целью удовлетворения потребностей всех клиентов. Для организации эффективной и прибыльной деятельности туристские предприятия используют сегментацию рынка. Под сегментацией рынка понимается деление рынка на части (сегменты), которые характеризуются общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может быть выбран в качестве целевого рынка. Смысл сегментирования туристского рынка заключается в поиске той группы потребителей, которая будет приобретать данный туристский продукт. Элементы будущего тура (цена, набор услуг, класс обслуживания) зависят от специфичности потребностей сегмента, на который ориентирован тур. Однако сегментирование туристского рынка было бы бесполезным, если бы оно проводилось без параллельного определения потребностей членов данного сегмента, а также без определения требований к возможностям туроператора для качественного и эффективного удовлетворения потребностей клиентов.
Сегментация рынка может быть осуществлена любыми методами по множеству признаков и с учетом множества факторов.
Признак сегментации – это критерий и система показателей, объединяющих людей в устойчивую группу потребителей.
В практике туроперейтинга сегментирование проводится на основе ряда принципов:
- географическое;
- по принципу туристских предпочтений;
- экономическое;
- возрастное;
- по признаку группового предпочтения.
Сегментирование по географическому принципу – это деление потребителей на группы, которое осуществляется на основе географических предпочтений потребителей тех или иных направлений отдыха. Сегментирование по географическому принципу сильно зависит от уровня доходов граждан, от существующих в регионе правил получения виз и других документов на въезд и выезд из страны, от степени развития транспортного сообщения региона с местами отдыха. При сегментировании туристского рынка по географическому принципу выделяют такие сегменты как:
- клиенты, желающие отдыхать на родине;