Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом плане. Немаловажное значение имеют их деловые качества и репутация.
Именно от правильного выбора поставщиков услуг, от их качественной работы зависит в итоге успех туров, организованных фирмой. На деле туристской фирме приходится работать с различной клиентурой, и поэтому фирма должна иметь возможность предложить ей услуги различного уровня Главный вопрос, стоящий перед фирмой, - комплексное соответствие предлагаемых услуг определенному клиенту.
При работе с поставщиками основных услуг (с гостиницами, предприятиями питания, транспорта) обычно в договорах определяется квота мест, но с различными гарантиями заполнения.[4]
Для реализации предлагаемого пакета услуг требуются следующие поставщики услуг:
Одним из главных поставщиков является хотельер. К нему предъявляется ряд требований:
- размещение отеля на побережье (как можно ближе к морю) с удобными путями подъезда;
- удобный путь от отеля к морю;
- качественное питание в отеле;
- перечень дополнительных услуг за невысокую цену;
1) Второй по значимости поставщик - транспортная компания. Существует 2 вида транспортных компаний: авиакомпания (основной перевозчик), автобусная компания (для организации трансферов)
Основные требования, применяемые к авиакомпании:
- удобное время переезда;
- предоставление подробной информации о предстоящем переезде, средствах передвижения и аэровокзалах;
- максимальное обеспечение комфорта и безопасности;
Основные требования, предъявляемые к автобусной компании:
- оборудованные стандартными удобствами автобусы;
- сопровождающий (представитель) от компании, организующей трансфер (если его не предоставила встречающая сторона).
Третий по значимости поставщик услуг - экскурсионная компания. Требования, предъявляемые ей:
- наличие русскоговорящих гидов и экскурсоводов, обладающих сертификатами и лицензиями на осуществление экскурсоводческой деятельности;
- отработанные и проверенные экскурсионные программы;
- связи с местными предприятиями питания (для организации питания по маршруту экскурсии), музеями, парками и заповедниками (для закупки билетов в необходимом количестве).
2.3 Программное обслуживание тура
Технологическая документация туров необходима для чёткой, оперативной и гибкой работы сотрудников фирмы, а также для возможности постоянного контроля за содержанием тура, его выполнением и для работы над его совершенствованием. Технологическая документация туров представляет собой технологическую карту туристского путешествия и информационный листок к туристскому путешествию.
Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами Российской Федерации: ГОСТ Р 50681-2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Туры и их технологическая документация должны отвечать нормативным требованиям, направленным на защиту прав потребителей. Они контролируются в процессе проведения сертификации туристской продукции. Технологическая документация комплектуется в папки туров.
Технологическая карта – это документ, наглядно и лаконично дающий все необходимые для работы сведения и данные по туру.
Технологическая карта тура (Приложение 4) состоит из идентификационных данных туроператора, организующего путешествие, информации о путешествии, таблицы поставщиков услуг, описания района туристского путешествия, перечня поставщиков и заверяется подписью генерального директора туроператора и печатью.
Технологическая карта утверждена ГОСТ Р 50681-2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».
Информационный листок к путевке туристского путешествия (Приложение 3) содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру.
Обязательная информация:
1. указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания а путешествии, протяженности и продолжительности всего маршрута, его походной части, категорийности походов и другой специфики;
2. описание трассы путешествия – пункты пребывания, продолжительность пребывания и условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно0техническое оборудование);
3. краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности), программы обслуживания в каждом пункте тура;
4. перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату;
5. наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водохранилищ, аттракционов, детских игровых площадок, библиотек, кинозалов и т.д.;
6. адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие, и проезд до него.
Дополнительная информация (сведения, зависящие от специфики тура):
1. информация о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, семейных пар;
2. специальная информация для туристских путешествий с походом;
3. прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура.
Содержание обязательной и дополнительной информации в информационном листке определено ГОСТ Р 50681-2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».
В документообороте туристской фирмы участвуют и другие документы, как обязательные для оформления, так и созданные для облегчения работы туристского менеджера и упрощения взаимоотношений с клиентом. Это такие документы как:
1) Договор с клиентом туристской фирмы (Приложение 1);
2) Лист бронирования, который является неотъемлемой частью Договора и оформляется в виде приложения к нему (Приложение 5);
3) туристская путевка нового образца (Приложение 2).
2.4 Конкурентные преимущества тура
В случае наличия конкурентных предложений на туристском рынке туроператор должен выделить и позиционировать ряд конкурентных преимуществ разрабатываемого тура для того, чтобы тур выгодно выделялся на фоне конкурентных предложений. Это есть дифференциация в маркетинге.
Дифференциация необходима в проектной деятельности по нескольким причинам:
1) она позволяет потребителям реально оценить преимущества предложений различных туроператоров;
2) это дополнительный фактор повышения привлекательности тура;
3) дифференциация демонстрирует ориентацию тура на определенных потребителей.
Основания для дифференциации данного тура:
1) уникальные возможности мест отдыха;
2) уникальность транспортного обслуживания (услуги проверенных перевозчиков);
3) уникальные услуги отелей, проживание в которых предлагается в туре;
4) уникальность предлагаемых в туре экскурсий;
5) уникальность сервисных услуг туроператора (мгновенное подтверждение заявок, собственный блок мест в средствах размещения);
6) положительный имидж туроператора.
Глава 3 Оценка экономической эффективности тура
Ценообразование-это процедура, включающая в себя, кроме непосредственного установления цены на различные виды и модификации туров, формирование целой ценовой стратегии поведения туроператора на рынке. Ценовая стратегия туроператора преследует такие цели, как: выживание туроператора в конкурентной борьбе, получение им максимальной прибыли, захват новых рынков, укрепление рыночных позиций, расширение рыночных возможностей.
3.1 Формирование себестоимости тура
Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Себестоимость тура в разных случаях рассчитывается по-разному:
a.предварительно – когда точная себестоимость тура известна до его непосредственной реализации, определяется суммированием стоимости туристских услуг поставщиков. Таким образом рассчитывается себестоимость индивидуальных туров.
b. планово-точная себестоимость – не может быть известна до момента непосредственной реализации тура, до момента полного формирования группы, когда ясно окончательное количество человек в ней, неизвестна себестоимость: услуг перевозчика, размер скидки на проживание и экскурсионное обслуживание. Так рассчитывают себестоимость групповых туров.