Повременная оплата относится по экономической характеристике к постоянным расходам и при снижении объемов производства ее доля сразу возрастает и влияет на финансовый результат.
Анализ проводится по всем категориям работающих видам доплат и компенсаций, по центрам затрат, и по центрам ответственности.
Управленческий анализ помогает руководству предприятия принять соответствующие меры по устранению негативных явлений.
На государственном уровне необходимо проводить анализ задолженности по выплате заработной платы. Выявлять куда и почему отвлекаются эти средства, и принимать решения.
Глава 2
Организация учет труда и заработанной платы в
оао "полиграфист"
2.1. Технико-экономическая структура предприятия
ОАО «Полиграфист» было организованно в 1957 Постановлением Правительства СССР.
Основной деятельностью данного предприятия это производство школьных учебников и школьно-письменных принадлежностей. Предприятие было ведущим в своей отрасли подобного типа. Объем производимых учебников достигал более 300 тыс. Покупателями были все регионы страны.
Численность работающих около 800 человек, работа организованна в две смены. 80% работающих это женщины, что и определяло в дальнейшем специфику развития производства, организацию отдыха, строительство детских дошкольных учреждений и баз отдыха, использование фондов предприятия на цели улучшения технологии производства и техники безопасности.
В настоящее время ОАО "Полиграфист" это государственное муниципальное предприятие, подчиняющееся Министерству полиграфии и печати. Этот статус предприятие получило в 1994 году. Финансовое положение предприятия в тот год было очень тяжелым и не стабильным. Было принято решение об организации ОАО. Основные учредители Министерство полиграфии и печати 30%, 10% принадлежит городу, 50% акций осталось в распоряжении коллектива.
Свою деятельность предприятие организует на основе государственного заказа на производство учебников (математики, географии, русского языка, иностранных языков, комплектов учебников для начальных классов и т.д.) и учебных пособий для школ. В целях улучшения финансового состояния на ОАО организовано производство специальной литературы по экономике, праву, печатаются книги для детей, организованно производство печати школьных тетрадей и альбомов для рисования. Из отходов материалов налажено производство товаров народного потребления (блокноты подарочного назначения, календари разного профиля, бумага для записей и другие товары).
В настоящее время предприятие стабильно развивается, рентабельно в целом и по видам продукции, более 60% старого оборудования заменено на новое импортное и отечественное, что позволило предприятию сократить расходы по оплате за вредные условия труда, сократить численность работающих во вредных цехах, увеличить выпуск и значительно улучшить качество продукции.
Упрощенная схема управления ОАО "Полиграфист" показана на схеме 2
Предприятие расположено в трех корпусах общей площадью 50000 кв.м.
В первом корпусе находятся отдел снабжения и центральный склад материалов, участок подготовки красителей и подготовительное производство.
Второй корпус занимают цех по набору, печатный цех, брошюровочный, цех оформления, В третьем корпусе отдел сбыта и склад готовой продукции, служба главного энергетика, офисные помещения аппарата управлении, на первом этаже расположен оптовый магазин. В отдельном помещении расположены строительный и ремонтный цехи, служба главного механика.
Транспортный цех расположен в гараже предприятия. На балансе ОАО находится 5 специализированных грузовых машин, 2 автобуса, автопогрузчики.
За последнее время предприятие обновило свой парк оборудования. Техническое оснащение соответствует требованиям. Аппараты офсетной печати, автоматизированные наборы текстов, скоростные сшивающие машины, прессы – все это импортное высококачественное оборудование и производительное.
Учетной политикой предусмотрено применение полного плана счетов, наличие всех фондов, образованных из собственных средств, образован счет 96 "Резервы предстоящих платежей и расходов".
На балансе предприятия находится детский сад, жилой фонд, туристическая база, медпункт. На содержание этого комплекса из собственных средств выделяются средства. Однако, частично они финансируются из средств бюджета целевым назначением.
2.2. Специфика оплаты труда на предприятии
Бухгалтерскую службу возглавляет главный бухгалтер, ему подчиняются два заместителя, шесть отделов. Главный бухгалтер подчиняется заместителю генерального директора по экономике и финансам. Свою деятельность бухгалтерия организует на основе Закона и Положения о бухгалтерском учете. Каждый отдел выполняет свой объем работы по назначению и должностным обязанностям.
Работу по организации учета труда и заработной платы осуществляет отдел по расчету с персоналом по оплате труда. Это один из шести действующих отделов службы главного бухгалтера.
В области организации учета и оплаты труда по Учетной политике действуют сдельная, повременная, премиальная формы оплаты за труд. Кроме того, применяются всевозможные системы доплат и компенсаций: за вредность; за работу во второю смену 20% к часовым тарифным ставкам; выплачиваются бригадирские 10%; работникам, работающим по графику выплачиваются праздничные; допускается применение сверхурочных при ликвидации особых случаев.
Для оплаты отпускных сформирован счет 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей" субсчет- оплата отпускных.
Предусмотрены средства на оплату путевок в лечебные санатории, на оплату содержания детей работников в летних детских лагерях и т.д.
По Учетной политике на предприятии действует полный План счетов бухгалтерского учета. Учет затрат на производство ведется по счетам 20 (с разбивкой по шифрам затрат и видам продукции, открыты соответствующие субсчета), на счете 23 по шифрам затрат, на счете 25 и на счете 26, счете 44.
Схема 3
Схема управления экономической службой
Основанием для списания расходов с общехозяйственных счетов служит заработная плата рабочих основных специальностей.
Учет затрат на оплату труда организован на основе Положения о затратах на производство и реализацию.
Таким образом, в системе организации учета затрат на оплату труда на ОАО " Полиграфист" отражены все необходимые элементы и созданы все условия для точного и правильного учета
Сдельная система оплаты труда.
В основу организации и учета сдельной системы оплаты труда на данном предприятии положена государственная система часовых тарифных ставок и тарифных коэффициентов.
Базовые данные для расчета часовых тарифных ставок рабочих сдельщиков это – минимальный прожиточный уровень (равный 480 рублям.), среднее количество часов работы в месяц на 2002 год, тарифные коэффициенты по данной отрасли для конкретных работ по условиям труда определены Министерством.
На 2002 год часовая тарифная ставка для сдельщиков равна следующему значению. Среднее количество часов работы в месяц в 2002 году = 1995: 12=166 часов Часовая ставка сдельщика 1 разряда = 480\166=2 руб. 90 коп.
Таблица 5.
Тарифные коэффициенты для рабочих основных специальностей по сдельной оплате
Разряды
1
2
3
4
5
6
Тарифные коэффициенты
Повышенные коэффициенты для вредных производств
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.0
2.1
2.2
В основу расчета сдельных расценок берется часовая ставка первого разряда, равная 2-90 руб. Для основных профессий рабочих применяются повышенные тарифные коэффициенты (таблица 2). Расчетные часовые ставки приведены в таблице 3. Тарифные часовые ставки и тарифные коэффициенты приняты на Коллективном договоре.
Таблица 6.
Часовые тарифные ставки для рабочих основных специальностей
Разряды
1
2
3
4
5
6
Часовая тарифная ставка
3-19
3-77
4-35
4-93
5-51
6-09
Таблица 7
Часовые тарифные ставки для рабочих основных специальностей вредных производств (производство красок, наборный, печатный)
Разряды
1
2
3
4
5
6
Часовая тарифная ставка
3-48
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16