· покупатели,
· дебиторы и кредиторы,
· готовая продукция и товары,
· затраты,
· основные средства,
· расчетно-финансовые операции,
· отчетность
При необходимости можно перенастроить систему, изменив этот состав участков.
Информационная целостность системы определяется единой системой классификации и обновления нормативно-справочной базы, а также наличием проводок, общих для двух различных участков.
В соответствии с принципом двойной записи всякая хозяйственная операция воздействует на два и более счета, которые могут принадлежать различным участкам.
Поэтому ввод данных на одном участке вызывает появление соответствующей записи на счетах смежных участков.
На каждом рабочем месте отражается только та часть информации, которая имеет отношение к работе данного бухгалтера, определяемая его правами доступа.
Права доступа устанавливает главный бухгалтер. В системе существует три уровня доступа:
· возможность ввода данных
· возможность корректировки данных
· возможность просмотра данных
Дополнительно для разграничения доступа используется система паролей. Благодаря этой системе на одном компьютере-рабочем месте могут работать лица, имеющие разные права доступа.
При вводе характеристик хозяйственной операции сальдо и обороты пересчитываются только по тому счету, который относится к данному участку. Запись на корреспондирующем счете будет отложена до тех пор, пока ее не подтвердит бухгалтер того участка, к которому относится корреспондирующий счет.
Бухгалтер смежного участка может как подтвердить, так и опровергнуть введенную на другом участке проводку.
Проводки, введенные на одном участке, но отвергнутые или отложенные на другом именуются спорными. Бухгалтер, ответственный за сводный учет, может получить их полный перечень для разрешения спора. Баланс предприятия формируется только после подтверждения всех проводок.
Рассмотрим эту схему на примере учета денежных средств на расчетном счете и в кассе при ведении этих участков разными сотрудниками бухгалтерии.
Бухгалтер, обслуживающий расчетный счет, обрабатывая выписку банка вводит в компьютер проводку, которой дебетует счет 50 «Касса» и кредитует счет 51 «Расчетный счет». На основании этой проводки пересчитывается сальдо по счету 51.
Но правильно ли увеличивать на ту же сумму наличность в кассе? Если учет ведется разными бухгалтерами, автоматически приходовать в кассу деньги, которые кассир возможно еще не получил было бы неверно. Операцию передачи денежных средств с расчетного счета в кассу каждый из бухгалтеров, обслуживающих эти участки, должен обработать самостоятельно.
В систему «1С» введены понятия:
· объектов учета (товаров, материалов, готовой продукции, основных средств, ценных бумаг, заказов и т.д.);
· субъектов учета (поставщиков, покупателей, дебиторов, кредиторов, подотчетных лиц, материально ответственных лиц, акционеров и др.);
· оснований взаиморасчетов (договоров, партий поставок и т.п.);
· подразделений (отделов, складов, торговых точек и др.);
· статей затрат.
Информация в базах данных «1С» структурирована на основе принятой классификации, полностью однородна и легко воспринимается. Структура баз данных и наличие соответствующих средств в системе обеспечивают необходимую настройку счетов и формирование аналитических показателей, возможность генерации выходных форм, связь с электронными таблицами и пр.
К примеру, счет 41 «Товары» можно настроить таким образом, чтобы количественный и стоимостной учет товаров (объектов учета) выполняется по отдельным складам, торговым точкам (подразделениям), материально ответственным лицам (субъектам учета), а учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками» — как посторонними организациями (субъектами учета), так и по договорам или партиям поставок (основаниям взаиморасчетов).
В «1С» используются типовые операции, что делает менее трудоемкой и утомительной повседневную работу бухгалтера, уменьшая количество технических ошибок в учете.
Каждая типовая операция имеет свое краткое название, по которому пользователь вызывает ее из справочника. С операцией также связан перечень закрепленных за ней проводок и алгоритмов расчета показателей.
При вводе характеристик хозяйственных операций проводки формируются в основном автоматически. При этом на соответствующие счета списывается НДС по основным средствам и материальным ценностям, полностью или частично закрываются операционные счета, рассчитывается стоимость товарно-материальных ценностей по учетной, средней цене или в иностранной валюте, списываются издержки обращения, начисляется амортизация, рассчитывается подоходный налог, формируются отчисления на социальное страхование, распределяются общехозяйственные расходы и т.д.
В комплект поставки системы включается базовый список типовых хозяйственных операций, соответствующих избранной предприятием учетной политике. Бухгалтер может настроить и дополнить этот список самостоятельно и использовать его для автоматизации ввода и обработки данных.
Для индивидуальной настройки типовых операций можно использовать набор алгоритмов, поставляемый разработчиком, в состав которого входят, например, исчисление процента от суммы в операции, начисление амортизации, распределение общепроизводственных расходов, определение средней цены, стоимости и т.д.
Применение готовых алгоритмов упрощает процесс настройки типовых операций, кроме того, в системе предусмотрена возможность задавать и собственные формулы и рассчитывать необходимые показатели.
В «1С» предусмотрена автоматизация всей технологической цепочки обработки документов и формирования на их основе хозяйственных операций и проводок.
Так, процедура учета реализации товара включает выписку счета, зачисление на расчетный счет поступивших денежных средств, выписку накладной, отпуск товара.
При выписке счета и выписке накладной никаких бухгалтерских записей в учетных регистрах не производится. Однако составление этих документов сразу и в электронном виде (в виде записи на магнитном носителе компьютера) значительно упрощает последующие учетные операции, повышая оперативность учета.
3.2 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета материально производственных запасов на предприятии Областное Государственное Унитарное предприятие Управления Материально-Технического Обеспечения дорожного хозяйства Челябинской области
Для оперативного и бухгалтерского учета на ОГУП УМТО используется уникальный программный комплекс, реализованный на платформе «1С:Предприятие 7.7» для SQL. Основой для создания комплекса послужила программа «ИТРП: Производственное предприятие стандарт», которая была существенно переработана в процессе внедрения.
Одной из важных учетных задач, решаемых программой, является учет материально-производственных запасов в процессе производства готовой продукции.
Основными нормативными документами, определяющими порядок учета МПЗ и затрат на производство готовой продукции промышленных предприятий, служат:
· ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н);
· «Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ», утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания);
· «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 № АБ-21-Д).
Эти нормативные документы определяют принципы ведения синтетического, аналитического и оперативного учета МПЗ и оценки запасов, которые должны быть закреплены в учетной политике предприятия.
Методические указания предписывают вести бухгалтерский учет и материалов, и готовой продукции по фактической себестоимости (подп. 62 и 203). В то же время, в местах хранения и в аналитическом бухгалтерском учете разрешается применять учетные цены (подп. 80 и 204 Методических указаний).
В качестве учетных цен на материалы могут выступать договорные цены, фактическая себестоимость материалов по данным прошлых отчетных периодов, планово-расчетные цены и средние цены группы материалов.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться договорная цена, нормативная себестоимость и другие виды цен. Главное, что объединяет разные типы учетных цен - это их определенность на начало периода, в котором необходимо вести учет.
Это принципиально отличает учетные цены от фактической себестоимости, которая формируется только на конец учетного периода, поскольку многие затраты, включаемые в состав себестоимости, не могут быть рассчитаны оперативно. К таким затратам относится зарплата, количество потребленной энергии и другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18