С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям Правительства.
2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Учет основных средств (фондов) организуется централизованно в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.
По отдельным классификационным группам основных средств инвентарным объектом считается:
по зданиям – каждое здание с его внутренними устройствами (система отопления, водогазопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и другие);
по сооружениям – каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое (мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
по передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
по силовым машинам и оборудованию – каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;
по рабочим машинам и производственному оборудованию – каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;
по транспортным средствам – каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (автомобиль грузовой, включая запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);
по инструментам и инвентарю – каждый предмет, который имеет самостоятельное назначения и не является составной частью какого–либо инвентарного объекта (машины, станка, аппараты и тому подобное).
Для обеспечения контроля за сохранностью основных фондов (средств) каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Так, инвентарные номера зданий начинаются с 001 по 099; сооружений – с 100 по 199; передаточных устройств – с 200 по 299 и так далее.
Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.
Поступление основных средств оформляется актом типовой формы № ОС–1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи основных средств составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 “Основные средства”. Установлено несколько типовых форм таких карточек: ф. № ОС–6–для зданий и сооружений; ф. № ОС–7–для машин, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря; ф. № ОС–8–для животных и многолетних насаждений; ф. № ОС–9–для группового учета основных средств.
Заполняются
инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов–актов
(ОС–6–ОС–9), технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные
карточки
регистрируются в специальных описях типовой ф. № ОС–Ю, записи в которые
производятся по классификационным группам основных средств (фондов).
Зарегистрированные в описи карточки помешают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные
карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные
средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а
хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно
было составить расчеты амортизации основных средств. По окончании месяца
карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным
видам основных средств. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду
основных средств суммируются и записываются в карточку учета движения основных
средств.
По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
Перемещение основных средств из одного цеха и участка в другие в пределах предприятия осуществляется по распоряжению руководителя предприятия и оформляется накладной (ф. № ОС–2). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из цеха в цех, отдел и так далее. Бухгалтерия на основании первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основании 2–ого экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.
Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожения при стихийных бедствиях и так далее; ликвидация части инвентарного объекта в связи с его перестройкой, переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим предприятиям.
Для определения непригодности к дальнейшему использованию тех или иных основных средств на предприятии создается постоянно действующая комиссия.
Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом о ликвидации основных средств. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о ликвидации.
Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и тому подобное. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатов от ликвидации объекта.
Основные средства передаются другим предприятиям безвозмездно по распоряжению вышестоящей организации по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм начисленного износа на полное восстановление. Передачу оформляют актом приемки–передачи основных средств (ф. № ОС–1).
На основании акта осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
2.3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Синтетический учет Основных средств на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” осуществляется на следующих счетах:
01 “Основные средства”
02 “Износ основных средств”
47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Счет 01 “Основные средства” предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или принятых для эксплуатации на правах аренды. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в первом разделе актива баланса, а по содержанию относится к группе инвентарных счетов. По его дебету учитывается остаток и поступления, а по кредиту – выбытие основных средств.
Оприходованные основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал, оформляются следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 01 “Основные средства”
Кредит счета 75 “Расчеты с учредителями”
Основные средства приобретенные за плату у других предприятий или лиц, а также созданные на самом предприятии отражают по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 08 “Капитальные вложения”.
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственных органов отражаются по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 80 “Прибыли и убытки” (по основным средствам производственного назначения) и счета 88 “Не распределенная прибыль (не покрытый убыток)” (по основным средствам не производственного назначения).
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций на предприятии используется счет 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”. По Дебету счета отражается первоначальная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием, по Кредиту – суммы износа, выручка от реализации имущества, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования.
Финансовый результат – прибыль или убыток от списания основных средств – разница между оборотами по Дебету и Кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»: при превышении оборота по Кредиту – прибыль – списывается: по Дебету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и Кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
Превышение оборота по Дебету – составит убыток:
Дебет счета 80 “Прибыли и убытки”
Кредит счета 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”.
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его оприходуют по фактической себестоимости приобретения по Дебету счета 07 «Оборудование к установке» и Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться на счете 07 «Оборудование к установке».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18